Россия, Москва, Столовый переулок
Телефон:
+7 (999) 915-99- Показать номер
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Как подключить спидометр на лодочный мотор

В продолжении темы оснащения лодочного мотора, тогда когда мы рассказывали об установке тахометра, в этот раз мы коснемся темы спидометра для катера и моторной лодки. Как известно, спидометр измеряет скорость передвижения объекта, в нашем случае плавсредства. Просто так на лодку спидометр установить не получиться. У нее нет колес, куда можно было бы прицепить его и считывать обороты вала. Да и на лодочном моторе тоже нет для него места, не смотря на то, что есть вал и гребной винт, это нам совершенно не подходит.

Спидометры для катеров и лодок состоят из двух частей: датчика и самого прибора, который уже отображает показания в цифровом или аналоговом (стрелками) виде. Точность показаний напрямую зависит от датчика.

Судовой спидометр

В этой статье расказано о спидометрах для катеров и моторных лодок.

Сам спидометр – это устройство для отображения информации скорости в числовом виде. Существуют спидометры аналоговые и цифровые. Аналоговый данные отображает стрелкой, цифровой — цифрами. Точность показаний спидометра от этого не зависит, т.к. спидометр только отображает ту информацию, которая поступает от датчика.

Краткое описание лага

Лаг – это навигационный прибор для измерения скорости морского судна и расстояния, которое было преодолено.

Существует два вида лагов: те, которые измеряют скорость судна относительно воды (такие называются относительными), и те, что измеряют её относительно грунта (дня) (абсолютные лаги).

Первые морские лаги были созданы в конце XV века. Они были примитивными, ручными и являли собой деревянную доску со свинцовым утяжелителем, к которой прикреплялся трос (лин или лаглин) с завязанными на одинаковом расстоянии узлами. Чтобы измерить скорость судна, матрос выбрасывал за корму лин с доской. Скорость была равна количеству узлов, что ушли за борт за 14 секунд. Отсюда произошло измерение скорости морских суден в узлах (1 узел = 1 морская миля/час).

На данный момент различают несколько видов морских лагов: механические, геомагнитные, гидроакустические, гидродинамические, индукционные и радиоплеровские.

Типы датчиков спидометров для катеров

Датчики используются для определения скорости катера. Способы получения информации о скорости у них различаются, соответственно различается конструктив и точность.

Датчик с крыльчаткой

Самый редкий вид датчика спидометра, используемого на катерах и моторных лодках – датчик с крыльчаткой. Чем выше скорость лодки, тем быстрее вращается крыльчатка. В крыльчатке установлен магнит, который при вращении крыльчатки проходит около геркона. Спидометр считывает импульсы и переводит в скорость.

Датчик показывает скорость движения относительно воды. Если ваш катер идет против течения, то отображаемая скорость будет выше реальной, а если по нему – ниже.

Такие датчики спидометров как правило работают на малых скоростях, поэтому используются на яхтах.

В 90х годах у меня был эхолот NAVMAN 440, у которого соннар был с таким датчиком для снятия скорости. После выхода на глиссирование прибор показывал полную ерунду.

image

Датчик с манометром — трубка Пито

Определение скорости происходит с помощью трубки Пито (Pitot Tube Type), с внутренним диаметром 1-2мм, направленной отверстием навстречу движению катера, которая регистрирует давление набегающей воды. Чем выше скорость — тем больше создается давление.

Спидометр на основе трубки Пито в принципе — простой манометр. Работает за счет изменения давления воздуха в шланге спидометра: вода давит через Пито в шланг и сжимает воздух. Увеличивается давление воздуха со скоростью лодки, в результате чего датчик, (манометр) показывает более высокую скорость.

Ориентировочно скорость водкомоторки, катера или моторной лодки можно определить по формуле:

Где Р — показания манометра, кгс/см 2

Датчики Пито наиболее распространены, т.к. они гораздо надежнее моделей с крыльчаткой (из-за отсутствия движущихся частей), а многие подвесные моторы уже имеют встроенный датчик такого типа — это маленькая дырочка спереди в подводной части редуктора, выше гребного вала.

Трубка Пито на редукторе лодочного мотора:

Расплачиваться за дешевизну, простоту и надежность приходится не самой высокой точностью измерений.

Но это не является серьезным недостатком, т.к. для большинства владельцев моторных лодок или катеров спидометр нужен для подбора винта для достижения максимальной скорости, а не для определения точной скорости.

Принцип установки спидометра Пито

Проверить работу спидометра на основе трубки Пито можно при наличии компрессора. Если подать в трубку давление воздуха, то отклонение стрелки спидометра будет следующим:

Давление (PSI) Давление (Кг/см 2 ) Скорость (MPH/Км)
5 0,35 20/32
11 0,77 30/48
19 1,34 40/64
30 2,11 50/80

Учитывая то, что в шланге спидометра на основе трубки Пито получается достаточно большое давление на скорости (если Ваш катер сможет разогнаться) — шланг должен быть затянут хомутами.

В шланге не должно быть воды! Шланг не должен иметь перегибов или резких изгибов, которые могут перекрыть поток воздуха.

Недостатки спидометров на основе Пито (Pitot Tube Type)

Датчик должен быть установлен исключительно перпендикулярно набегающему потоку воды.

Трубка при зацепе веток/досок откидывается вверх, может забиваться, может цеплять мусор — в этих случаях показаний скорости катера не будет.

На редукторе дырочка тоже постоянно забивается. Один раз автомаляры зашпаклевали при покраске редуктора.

Показания неточны, хотя для целей подбора винта для достижения максимальной скорости вполне сгодится.

GPS спидометр

GPS спидометр обеспечивают точные показания скорости относительно земли. GPS спидометр может быть подключен к существующей NMEA сети. Идеально подходит для замеров особенно как при медленной скорости водкомоторного катера и при высокой скорости, где традиционные датчики скорости, такие как трубки Пито и колесный работают плохо.

Дополнительным преимуществом является то, что нечему ржаветь в воде или ломаться, т.к. ет движущихся и вращающихся деталей.

Измеряем скорость лодки

Принцип их действия не отличается, просто информация подается в разных видах. Это можно сравнить с наручными часами: аналоговые имеют стрелку и числовую шкалу (как в механических часах), а электронные выводят числа на дисплей (как в часах электронных). Значительно отличаются по конструкции только датчики, которые используются для определения скорости. О них и пойдет речь дальше.

Самый простой, но в то же время самый редкий вид – это датчик с крыльчаткой (маленьким винтом). Принцип работы позаимствован у автомобильного спидометра, только там измеряется количество оборотов колеса, а здесь обороты крыльчатки. Чем выше скорость лодки, тем быстрее вращается крыльчатка.

Датчики подобного типа редко используются по следующим причинам: • Механический принцип действия. Чем больше в приборе движущихся частей, тем выше шанс поломки – это старая истина. А если устройство постоянно находится в воде, то риск еще больше. Помимо этого, существует вероятность намотки на вал/винт водорослей, мусора, что моментально выведет спидометр из строя. • Датчик показывает скорость движения относительно воды, а не берега. В местах с сильным течением показания могут значительно отличаться от реальных. Если вы плывете против течения, то отображаемая скорость будет выше действительной, а если по нему – ниже.

Но последний недостаток для определенных ситуаций может обернуться достоинствами. Например, если вам нужно узнать скорость течения, то лучше датчика с крыльчаткой просто не найти. А высокая точность измерения помогает определить скорость даже при очень медленной езде – далеко не все виды датчиков на такое способны.

Датчик с манометром. В таком варианте определение скорости происходит с помощью трубки Пито, которая способна регистрировать давление воды. Чем выше скорость, тем больше давление, и наоборот. Датчики с манометром наиболее распространены, т.к. они гораздо надежнее моделей с крыльчаткой (из-за отсутствия движущихся частей), а многие подвесные моторы уже имеют встроенный датчик такого типа.

Спидометр для катера

в Советы 0 5,

В продолжении темы оснащения лодочного мотора, тогда когда мы рассказывали об установке тахометра, в этот раз мы коснемся темы спидометра для катера и моторной лодки. Как известно, спидометр измеряет скорость передвижения объекта, в нашем случае плавсредства. Просто так на лодку спидометр установить не получиться. У нее нет колес, куда можно было бы прицепить его и считывать обороты вала. Да и на лодочном моторе тоже нет для него места, не смотря на то, что есть вал и гребной винт, это нам совершенно не подходит.

Спидометры для катеров и лодок состоят из двух частей: датчика и самого прибора, который уже отображает показания в цифровом или аналоговом (стрелками) виде. Точность показаний напрямую зависит от датчика.

Виды тахометров для лодочного мотора

Любой тахометр работает как счетчик импульсов в электрической системе двигателя, которые непосредственно связаны с частотой вращения его коленвала.

В отличие от автомобильного двигателя, лодочный тахометр чаще всего получает информацию не от системы зажигания, а от катушек магдино (“динамо+магнето”), которые на подвесных моторах выполняют роль генератора.

Полученные данные тахометром пересчитываются и отображают значение числа оборотов вала двигателя за единицу времени на экране жидкокристаллического дисплея или стрелочном индикаторе.

Классифицируются тахометры по нескольким параметрам и бывают:

Кроме того тахометры подразделяются на

Цифровые тахометры дополнительно могут совмещаться с другими измерительными приборами, например, счетчиком моточасов, которые отработал лодочный двигатель.

Датчики для спидометра и их типы

Методы получения данных скорости у датчиков отличаются, от сюда и их конструктивные различия и точность измерения.

Датчик с крыльчаткой

Трубка пита или датчик с манометром

В таком датчике за измерение скорости отвечает трубка Пито. Ее внутренний диаметр составляет примерно 2 мм. Крепят ее по направлению движения катера. Скорость измеряется давление набегающей воды. С увеличением скорости растет и оказываемое на трубку давление. По факту спидометр Пито — это просто манометр. Набегающая вода давит через трубку на шланг и сжимает воздух внутри прибора. Выше давление — выше скорость. Измеряется это все по формуле:

где P — давление манометра в кгс/кв.см.

Такие датчики достаточно хорошо распространены сегодня, т.к. в них отсутствуют какие либо движущиеся части и они более надежны. И многие подвесные лодочные моторы уже с завода оснащаются такими датчиками. А выглядит это как маленькая дырочка на редукторе спереди чуть выше вала гребного винта.

Но у этого датчика есть и свой минус — это не высокая точность измерения. Но он не такой серьезный, т.к. большинство водномоторников измерение скорости нужно не просто ради скорости, а для более точного подбора гребного винта. А точности, которую даст датчик Пито вполне достаточно для правильного выбора.

Таблица определения скорости по датчику Пито

Давление (psi) Давдение (кг/кв.см.) Скорость (км/ч)
5 0,35 32
11 0,77 48
19 1,34 64
30 2,11 80

Установка спидометра с датчиком Пито на катер

Недостатки датчика Пито

Датчик нужно устанавливать только перпендикулярно набегающей воде. Трубка постоянно будет забиваться мусором, песком и т.п. вещами. Также обстоит дело и с дыркой на редукторе моторов, приходиться постоянно прочищать эту трубку. Ну и неточность показаний, о чем мы уже говорили выше.

GPS спидометр для катера

Как выбрать

Существующий рынок тахометров для лодочных моторов достаточно разнообразен и представлен как моделями известных брендов, так и продукцией никому неизвестных фирм. Кроме того на рынке можно встретить и подделки.

Поэтому в первую очередь необходимо выбрать надежного продавца (поинтересоваться, где покупали тахометры друзья и знакомые, посмотреть отзывы на интернет-форумах и т.д.).

Выбирая тахометр, необходимо обращать внимание на такие факторы и особенности конструкции, как:

Но имеются также тахометры, которые, кроме этого, обладают возможностями отображения таких параметров двигателя:

Выбирая тахометр, нужно исходить из того, что многие функции возможны только при наличии специальных датчиков, установка и монтаж которых достаточно сложен. Большинство владельцев моторных лодок считают, что оптимальный выбор – это тахометр с функцией подсчета количества моточасов.

Эта функция важна при обкатке нового мотора, а также для определения оставшегося ресурса двигателя. Для этого необходимо выбирать прибор, который отображает количество моточасов как за время одного рейса, так и их общее количество с начала эксплуатации.

Кроме того, при выборе цифрового тахометра необходимо убедиться в достаточной:

Установка

Установка тахометра сложностью не отличается и доступна практически каждому пользователю моторной лодки. Устанавливается он в зависимости от конструкции либо в приборную панель лодки или катера, либо непосредственно на румпельный (подвесной) мотор.

Предварительно необходимо выполнить несколько несложных операций:

На этом подготовительные работы и установка тахометра заканчиваются и можно приступать к монтажным работам.

Способ монтажа также зависит от конструкции тахометра:

Соединительный кабель необходимо проложить таким образом, чтобы он не касался с горячими или подвижными частями мотора. Все соединения необходимо осуществлять согласно схеме соединений тахометра. Если все соединения выполнены правильно, то после запуска мотора, тахометр сразу же начинает показывать количество оборотов.

Обзор популярных моделей

Производители лодочных моторов, как правило, не изготавливают измерительных приборов к ним. Эта задача возлагается на фирмы-партнеры. Например, компания Teleflex Marine выпускает большое количество тахометров с логотипом Mercury. При этом она также выпускает тахометры Osculati и фирменные Teleflex.

Также ряд других фирм (Китай, Тайвань) выпускают большое количество тахометров с логотипами Yamaha и Suzuki. Поэтому профессионалы предлагают не зацикливать внимание на “родной” марке тахометра и при его выборе руководствоваться практической целесообразностью.

Рассмотрим несколько наиболее популярных моделей тахометров для лодочных моторов:

Источник

Ссылка на основную публикацию
Похожее