Целесообразность установки мотора
Вряд ли кто-либо станет оспаривать мнение, что лодочный мотор для резиновой лодки необходим. Согласитесь, передвижение с помощью весел является нелегким делом, особенно если двигаться против течения, а также иметь на борту несколько пассажиров и снаряжение. Если использовать мотор для резиновой лодки, для рыбалки останется намного больше физических сил.
Подвесной лодочный двигатель внесет приятный элемент драйва в водные прогулки и позволит быстро добраться к отдаленным участкам водоема.
Лодочные моторы
Современные лодочные (подвесные) моторы применяются на самых разных плавсредствах — от небольших лодок на 1 – 2 человека до мощных морских суден с жёстким корпусом. Соответственно, такие агрегаты заметно различаются по характеристикам и оснащению; причём это встречается даже среди моделей для одного и того же класса суден.
Как же правильно выбрать лодочный мотор?
Прежде всего отметим, что, помимо известных всем бензиновых двигателей, существуют также электрические, питаемые от автомобильных аккумуляторов. Они не способны развивать высокую мощность и предназначаются в основном для лёгких суден, поэтому не столь популярны. Однако у электрических моторов есть немаловажное преимущество — они работают очень тихо и не создают выхлопных газов. Это, в частности, делает их весьма полезными на охоте и рыбалке.
Бензиновые моторы, в свою очередь, делятся на двух- и четырёхтактные. Вторая разновидность считается более совершенной — в частности, благодаря экономичности и относительно невысокому уровню шума — но и стоит она дороже, к тому же по ряду причин она встречается в основном среди мощных продвинутых моделей.
Любой мотор устанавливается на определённом судне, а значит, требования к выбору во многом обусловлены характеристиками плавсредства. В характеристиках современных лодок, как правило, указывается максимальная мощность мотора. Здесь стоит учесть, что оптимальным считается не это значение, а показатель в 60 – 80% от максимума, но и это — не единственный вариант. Те, кому важен низкий уровень шума, экологичность или безопасность, могут установить и менее мощный мотор, а агрегаты на 80 – 100% максимальной мощности можно назвать экстремальными. А вот чего однозначно не стоит делать — это превышать рекомендуемый производителем максимум.
Ещё один параметр, связанный с лодкой — длина ноги мотора. Она должна соответствовать высоте транца судна — иначе винт будет располагаться на нештатной глубине, что не способствует эффективности. Для лодок и катеров, допускающих установку штурвала и ручки управления двигателем, выпускаются моторы с дистанционной системой управления. Впрочем, для небольшой моторной лодки на 2 – 4 человека вполне достаточно будет управления при помощи румпеля — рычага, установленного прямо на двигателе.
Также отметим, что лодочные моторы среднего и топового класса могут допускать подключение различных дополнительных индикаторов, а также оснащаться различными приспособлениями, «облегчающими жизнь» пользователю: гидравлической системой подъёма ноги, электрическим запуском и т.п. А некоторые агрегаты допускают спаренную установку; признаком таких моделей является наличие синхронизатора двигателей.
Общие рекомендации: на что обратить внимание при выборе и покупке
При выборе подвесного мотора следует учитывать габаритные размеры и вместительность плавательного средства, а также особенности эксплуатации. Нет необходимости в мощном и скоростном двигателе, если водоем небольшой, а место рыбалки расположено недалеко от береговой черты. Любителям скоростных прогулок подойдут мощные и оборотистые двигатели. Планируя приобрести мотор, следует обращать внимание на ряд важных характеристик. Рассмотрим их далее.
Размеры дейдвуда
При выборе мотора следует ориентироваться на величину расстояния от мотора до винта, которое называется длиной дейдвуда. Данный параметр определяется высотой транцевого крепления резиновой лодки. Для каждого типа плавательного средства в инструкции указана рекомендуемая длина дейдвуда. Установка двигателя с коротким дейдвудом или, как говорят, с короткой ногой не позволит гребному винту погрузиться в воду. Это вызовет потерю мощности. Использование мотора с увеличенной длиной колена затруднит управление лодкой из-за повышенного сопротивления воды.
Габаритные размеры следует учитывать при выборе подвесного мотора
Тип агрегата
Подвесные моторы резиновых лодок классифицируются по ряду признаков:
- особенности силового агрегата. Применяются подвесные электродвигатели с питанием от аккумулятора, а также бензиновые моторы двухтактного или четырехтактного типа;
- особенности движителя. Движение резиновой лодки может осуществляться за счет вращения гребного винта или напора струи, подаваемой водометной установкой.
Каждая разновидность двигателя имеет свои особенности, на которых остановимся в последующих разделах.
Система управления
Лодочные моторы на лодки ПВХ могут иметь различную схему управления:
- румпельную. Она позволяет осуществлять набор скорости путем вращения румпельной рукоятки и поворот лодки за счет изменения углового положения ручки двигателя. Достоинства системы – надежность и простота;
- дистанционную. Удаленный вариант управления удобен для длинных плавательных средств, имеющих руль в передней части кокпита. Такая конструкция более сложная и дорогая по сравнению с румпельной системой управления.
Для резиновых лодок в основном используют первый вариант.
Режим глиссирования и скорость лодки
Желая достичь определенной скорости лодки и подбирая для этого двигатель, необходимо иметь информацию о точных размерах судна, количестве членов экипажа и массе перевозимого груза. Изготовители плавательных средств обычно регламентируют величину мощности двигателя и возможную скорость, которую способна развить лодка с мотором определенной мощности. Если производитель лодки допускает вывод ее в режим глиссирования, потребуется более мощный двигатель. Недостаток мощности существенно снизит скорость.
Различную схему управления могут иметь лодочные моторы на лодки ПВХ
Грузоподъемность
Суммарный вес пассажиров и масса перевозимого снаряжения определяются водоизмещением лодки, нижняя часть которой при нагрузке значительно погружается в воду. Для плавательных средств, имеющих повышенную грузоподъемность и увеличенное водоизмещение, потребуется мощный подвесной двигатель, способный обеспечить прирост скорости. Маломощный мотор не сможет разогнать загруженную лодку и вывести ее на глиссер.
Цена
Объем денежных средств, который владелец резиновой лодки готов потратить на покупку приводного двигателя, определяется его финансовыми возможностями. Однако, даже при недостатке финансовых ресурсов, не стоит покупать дешевый мотор, характеристики которого не соответствуют параметрам плавательного средства. Не стоит экономить на приобретении подвесного двигателя, отдавая предпочтение продукции сомнительных изготовителей. Стоит купить более дорогой приводной агрегат, выпускаемый известной компанией.
Тест лодочных моторов 15 л.с. (Honda, Suzuki, Yamaha, Selva и Mercury)
На протяжении нескольких последних лет мы протестировали довольно много 15-сильных подвесных моторов разнообразных марок. За этот срок менялись тенденции и предпочтения на моторном рынке, что требует осознания, особенно если речь идет о таком популярном типоразмере, как , достаточно мощном, чтобы выйти на воду компанией, и при этом портативном, пригодном для переноски и установки силами одного человека, максимум двух.
Набор потребительских качеств подвесника, которые можно оценить за ограниченное время теста, не слишком велик: быстроходность, тяговитость, приемистость (быстрота разгона), экономичность, эргономика и шумность. Практически невозможно оценить ресурс и ремонтопригодность — качества, которыми потребители интересуются особенно активно. Успокаивает то, что современные моторы импортного производства обычно отличает высокая надежность, и ресурсно-ремонтные вопросы неминуемо будут сведены к проблеме выбора дилера, способного наилучшим образом обеспечить своего клиента гарантийным и сервисным обслуживанием. Но это тема совершенно другого исследования.
КОНСТРУКЦИЯ
Модельные ряды компаний-моторостроителей раскололо на неравноценные по конструктивному признаку ветви — экологически чистых и обычных моторов — известное ограничение в использовании на водоемах США и Европы моторов, не соответствующих новым жестким нормам загрязнения окружающей среды САРВ и ЕРА. Следствием этого стало постепенное вытеснение привычных двухтактных карбюраторных моделей моторов маломощной группы новыми четырехтактными, и хотя малые двухтактники еще продолжают сходить с заводских конвейеров, процесс их совершенствования в общем остановился в 90-е гг., а значит, на появление в них принципиально новых конструктивных решений рассчитывать, к сожалению, не приходится.
Четырехтактники «нашего» размера пока не следуют модным тенденциям двигателестроения, но все же по исполнению они более совершенны, чем двухтактники, особенно с эргономической точки зрения. У протестированных четырехтактных «Honda» и «Suzuki» удобные румпели управления с простой регулировкой усилия поворота мотора и ручки газа и легкодоступной кнопкой «стоп». Рычаг включения хода будто сам ложится в руку и работает очень четко. Механизмы откидки и режима «мелкой воды» таковы, что возможность намочить руки в забортной воде исключена, не потребуются также лишние движения и большие усилия. Двухтактные «Suzuki», «Yamaha», и особенно «Selva», как более легкие моторы, лишенные залитого в картер масла, выигрывают только в одном — в удобстве переноски и хранения. Исключением здесь выглядит, пожалуй, «Mercury» с его интегрированным в румпель механизмом включения хода и вполне современной системой откидки одной рукой. Заслуживает уважения и способ фиксации его гребного винта стопорной шайбой, а не шплинтом, что существенно упрощает процесс снятия и установки винта, особенно если это происходит не на твердом берегу, а на зыбкой волне.
Таблица 1
Мотор | Объем, см3 | Размер винта, дюймы |
Honda BF-15 | 350 | 9.25×10 |
Suzuki DF-15 (4т) | 302 | 9.25×10 |
Suzuki DT-15 (2т) | 284 | 9.25×11 |
Mercury 15M | 262 | 9×9 |
Selva 15 Naxos | 260 | 8.5×10.25 |
Yamaha 15FMHS | 246 | 9.25×10.5 |
Таблица 2
Мотор | Пробег км/л |
Honda BF-15 | 7.30 |
Suzuki DF-15 (4т) | 6.06 |
Suzuki DT-15 (2т) | 4.10 |
Mercury 15M | 4.12 |
Selva 15 Naxos | 3.92 |
Yamaha 15FMHS | 4.96 |
Таблица 3
Мотор | Нагрузка, чел/кг | ||
1 (80) | 2 (170) | 3 (260) | |
Honda BF-15 | 38.3 (5430) | 36.0 (5380) | 32.0 (5050) |
Suzuki DF-15 (4т) | 40.0 (5600) | 35.0 (5200) | 31.5 (4850) |
Suzuki DT-15 (2т) | 38.7 (5700) | 35.5 (5550) | 30.5 (5200) |
Mercury 15M | 37.4 (5900) | 32.8 (5650) | 30.5 (5400) |
Selva 15 Naxos | 35.0 (4900) | 32.7 (4850) | 27.0 (4800) |
Yamaha 15FMHS | 40.0 (5850) | 36.4 (5700) | 32.8 (5400) |
- Таблица 1: Технические характеристики тестирования моторов
- Таблица 2: Замеренные показатели расхода топлива на полном ходу с двумя испытателями
- Таблица 3: Наибольшие скорости, км/ч (в скобках соответствующие им обороты), достигнутые под испытанными моторами при различной нагрузке на лодке «Brandt-360»
Четырехтактные моторы «стремятся» не сильно отставать по весовым характеристикам от двухтактных, но в этой борьбе наблюдаются издержки: тонкостенное литье заставляет внимательнее следить за надежной затяжкой герметизирующих прокладок, особенно в местах прохода каналов охлаждения блока цилиндров. Поэтому за состоянием масла стоит следить регулярно, особенно в период обкатки. Внушительный вес четырехтактника, казалось бы, должен был привести к повышению требований к удобству его переноски, но взяться за зализанную «голову», например, «Honda» второму человеку (а переносить мотор лучше вдвоем) совсем не просто — выемка под руку с противоположной струбцине стороны слишком мелка. Четырехтактный «Suzuki» в этом смысле тоже не блистал, но представители дилера уверили нас, что в ушедшем году появилась новая модель мотора, в которой эргономика переноски улучшена.
В чем не возникло проблем, так это в запуске всех тестированных моторов. Достаточно было накачать грушу на топливопроводе, и старт не заставлял себя долго ждать. Единственно, приходилось учитывать индивидуальные особенности каждой модели — необходимость включения «подсоса», выбор стартового открытия дросселя, но это дело привычки.
Все моторы оборудованы системой блокировки запуска на включенной передаче и аварийным выключателем зажигания («чекой»), надо лишь помнить об их наличии, и, если ваш двигатель вдруг отказывается заводиться, не торопитесь тут же звонить дилеру о возникшей неисправности.
ПРОПУЛЬСИВНЫЕ КАЧЕСТВА
Пробеги, замеренные в равных условиях под шестью моторами (двухтактниками «Mercury», «Selva», «Yamaha», «Suzuki» и четырехтактниками «Suzuki» и «Honda») на разборно-надувной лодке длиной 3.6 м позволили сопоставить их скоростные и тяговые качества (см. таблицу). Первое важное наблюдение: тот винт, который фирма поставляет в качестве «стандартного», не всегда оказывается винтом на все случаи жизни. Обычно мотор с ним «перекручивает» под малой нагрузкой, оптимальной же оказывалась нагрузка около 200 кг. Наиболее высокую скорость — 40 км/ч — показали двухтактный «Suzuki» как самый «объемистый» мотор среди аналогичных, а также сильнее других «перекручивавшая» «Yamaha», которая стала самой быстрой при всех тестовых нагрузках. От итальянских моторов «Selva» мы обычно ждем высоких скоростных показателей, но вот «Naxos» их нам не продемонстрировал — сказался слишком тяжелый винт. Судя по всему, по скоростным качествам «Selva-15» должна была быть где-то на уровне одноклассников, если бы ее ход дополнительно не ухудшали прохваты воздуха на волне и при резких поворотах. Четырехтактные моторы слегка уступили двухтактным налегке, но уже с двумя пассажирами оказались быстроходнее последних — тянут они лучше и менее чувствительны к нагрузке, особенно «Honda» с ее самым высоким объемом цилиндров (350 см3 против 302 см3 у «Suzuki»).
По скорости разгона — как обычно, примерно с одинаковым результатом, лидировали двухтактники. Четырехтактный «Suzuki» был предсказуемо чуть более «задумчив», «Honda» же с увеличением нагрузки оказала удивительный рост приемистости по сравнению с конкурентами, видимо, благодаря большему развиваемому моменту и упору комплектного четырехлопастного винта.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
По расходу топлива двухтактные моторы, как оказалось, очень близки между собой — они потребляют на полных оборотах тестовые пол-литра примерно за пять минут, т. е. около 0.38-0.40 л/ч на силу мощности. Несколько отстала в экономичности Selva, работающая к тому же на 95-м бензине, результат же Yamaha оказался немного лучше среднего, но четырехтактники были закономерно экономичнее процентов на 20-30, потребляя те же 0.5л уже за 6-6.2 мин., т. е. 0.32-0.33 л/л.с./ч на полном ходу. Разумеется, на промежуточных мощностях преимущество в потреблении топлива у них еще больше, достигая невероятных высот на самых малых оборотах, когда, кажется, мотор способен работать просто на парах бензина. Экономичность малых режимов четырехтактника имеет важный побочный эффект — при многочасовой работе на рыболов получает значительно меньше шансов надышаться вредными выхлопными газами.
ШУМНОСТЬ
При длительных переходах шумность двигателя важна не меньше прочих его параметров, так как она влияет и на утомляемость сидящего непосредственно рядом с ним водителя, и на возможность нормально разговаривать в лодке на ходу. Тут надо отметить, что все испытанные моторы, независимо от тактности, показывали примерно одинаково высокую шумность на полном ходу — 90-92 дБ. А вот спектр шума оказывался различным у разных мо-торов, более или менее терпимым для уха. У Suzuki и особенно у Selva в шуме присутствовали звонкие призвуки, резкие на слух, Yamaha же мягче, и потому не так сильно мешала разговору. На малых и средних оборотах преимущество четырехтактных моторов было также очевидно — они работали на несколько децибел тише двухтактных. А вот на Honda неспроста предусмотрели зеленый огонь-индикатор работы двигателя, иначе порой было бы невозможно определить по звуку, работает он на холостых оборотах или нет.
Алексей Даняев, фото Александра Доброхотова и Дмитрия Пичкалева
Источник: Приложение к журналу «КАТЕРА и ЯХТЫ»
ноябрь 2007
Какую мощность должен иметь мотор надувной лодки ПВХ?
Мощность приводного агрегата является одним из наиболее важных параметров. Величина мощности зависит от:
- размеров шлюпки;
- конструкции лодки;
- количества пассажиров.
При подборе мощности следует руководствоваться тем, что для каждого пассажира потребуется мощность примерно 5-6 л. с.
Одним из наиболее важных параметров является мощность приводного агрегата
Для одноместной резиновой лодки
Одноместное плавательное средство можно укомплектовать 5-сильным мотором, отличительными чертами которого являются бесшумность и экономичность. Если конструкция лодки позволяет, можно установить более мощный мотор, позволяющий преодолевать сильный ветер или волнение с одним пассажиром на борту и дополнительным снаряжением.
Для двухместной лодки ПВХ
Мотор для двухместной резиновой лодки, которая имеет длину 6-7 м, может иметь мощность 10-12 лошадиных сил. Дополнительный запас мощности позволит взять на борт емкость с горючим, необходимое снаряжение и быстро вывести плавательное средство с двумя пассажирами в режим глиссирования.
Классификация двигателей
Каждый тип двигателя имеет свои достоинства и слабые места, которые следует учитывать при выборе. Рассмотрим особенности моторов в соответствии с их классификацией.
Бензиновый
Для работы такого мотора необходимо установить на лодке топливный бак и предварительно подготовить смесь бензина с маслом. Подвесной двигатель бензинового типа способен быстро разогнать лодку. Работа мотора сопровождается образованием выхлопных газов и является достаточно шумной. И хотя такой мотор нельзя назвать экологически чистым, однако он достаточно популярен.
Свои достоинства и слабые места имеет каждый тип двигателя
Электрический
Функционирование лодочных электромоторов осуществляется от аккумулятора. Такие двигатели не нуждаются в масле и бензине, не загрязняют окружающую среду, имеют меньший, по сравнению с бензиновыми, вес и более компактны. С экономической точки зрения эксплуатация подвесного электромотора намного дешевле, чем бензинового.
2-х тактные моторы
Двухтактники имеют высокие стартовые характеристики, уменьшенный по сравнению с четырехтактным двигателем вес и более доступную цену. Мотор легко привести в рабочее состояние после погружения, слив воду из бензинового насоса и карбюратора. После этого двухтактный двигатель легко заводится. Главные недостатки – увеличенный расход топлива и повышенный шум.
4-х тактные моторы
По сравнению с двухтактными подвесными двигателями, четырехтактные моторы имеют увеличенный ресурс эксплуатации, достигающей более 5 тысяч моточасов. Четырехтактники потребляют меньше топлива, чем двухтактные двигатели и создают меньший уровень шума. Отработанные газы, благодаря более совершенной системе подачи топлива, имеют меньшую токсичность. Недостаток четырехтактных моторов – дорогая цена и увеличенная масса.
Сравнительный тест лодочных моторов 115л.с.
Сравнительный тест подвесных лодочных моторов 15 л.с. Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu и Yamaha
призван выявить, какие есть достижения в оснастке и техническом плане может предложить класс 15-сильных моторов. Чем могут удивить главные герои этого „шоу лодочных моторов“ свою публику?
На первом этапе моторы должны проявить себя в спринте на разборно-надувной лодке Grand 360, длиной 3,60 м, весом почти 80 кг. Предмет оценки — ручное управление, румпельный привод и ручная система запуска. Второй этап:тест-драйв на лодке SBM 600, длиной 6,60 м, с каютой на 4 персоны позволит определить, способен ли мотор 15 л.с. на поездку на полном ходу. Само собой разумеется, что для лодки с каютой данной категории необходим мотор с дистанционным управлением и функцией управления по кабелю, а так же с однорукояточным управлением и электростартером. Приглашение на „кастинг“ на стоянку яхт Мюриц Марина (Müritz Marina), где лодки можно брать в прокат, купить, отремонтировать или просто прокатиться, получили следующие производители лодочных моторов:Evinrude, Honda, Mercury, Suzuki, Tohatsu и Yamaha. Голландский импортер Parsun подтвердил свое участие, но в условленное время он и носа не показал, и с тех пор мы не могли с ним связаться.
Итак, в нашем распоряжении оказались все без исключения 15-сильные двухцилиндровые четырехтактные моторы с расположенным сверху распределительным валом (SOHC).
При ознакомлении с таблицами обращайте внимание на то, что в тесте лодочные моторы с ручным управлением (правая колонка) Evinrude, Honda, Suzuki, Tohatsu и Yamaha имеют выносной топливный бак на 12 л, мотор Mercury — 25 л.
Evinrude | |||||||
Дистанционное управление 15 PL4 | Ручное управление 15 R4 | ||||||
Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А | Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А |
5 | 0,10 | 1100 | 60 | 10 | 0,16 | 75 | 76 |
7,5 | 0,15 | 733 | 63 | 20 | 0,12 | 100 | 78 |
10 | 0,24 | 458 | 69 | 25 | 0,11 | 109 | 79 |
13,2 | 0,35 | 314 | 76 | 34 | 0,14 | 86 | 79 |
*с ёмкостью бака 110 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 10 км/ч:3,4 с | *с ёмкостью бака 12 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 25 км/ч:4,6 с |
Honda | |||||||
Дистанционное управление BF 15 LRU | Ручное управление BF 15 SHU | ||||||
Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А | Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А |
5 | 0,10 | 1100 | 64 | 10 | 0,18 | 67 | 74 |
7,5 | 0,14 | 786 | 65 | 20 | 0,12 | 100 | 76 |
10 | 0,24 | 458 | 71 | 25 | 0,12 | 100 | 76 |
12,7 | 0,39 | 282 | 74 | 32,5 | 0,15 | 80 | 79 |
*с ёмкостью бака 110 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 10 км/ч:3,8 с | *с ёмкостью бака 12 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 25 км/ч:4,2 с |
Mercury | |||||||
Дистанционное управление F15 EL | Ручное управление F15 М | ||||||
Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А | Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А |
5 | 0,11 | 1000 | 60 | 10 | 0,23 | 109 | 79 |
7,5 | 0,14 | 786 | 64 | 20 | 0,13 | 192 | 81 |
10 | 0,21 | 524 | 69 | 25 | 0,12 | 208 | 83 |
13,1 | 0,36 | 306 | 77 | 33,5 | 0,15 | 167 | 89 |
*с ёмкостью бака 110 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 10 км/ч:4,4 с | *с ёмкостью бака 25 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 25 км/ч:4,2 с |
Если поискать другие сходства, то основными у всех моделей являются привод с позициями передач передняя-нейтральная-задняя (F-N-R), а также функция быстрой остановки с аварийным тросом. Понятно, что без функции быстрой остановки мотор не запустится, и что тросы и на них закрепленные штепсели могут утонуть — это всем известный риск. Плюсом относительно удобства эксплуатации и безопасности является переключение передач запускаемого вручную мотора Mercury.
В моторах Mercury F15 переключение на переднюю, нейтральную, заднюю передачи осуществляется через ручную поворотную рукоятку газа на конце передней части румпеля, что отличается от тестируемых «конкурентов», где на или перед масляным картером для переключения передач устанавливается легко перемещающийся рычаг. Преимущества:переключение передач происходит принудительно и всегда при количестве оборотов холостого хода.
Suzuki | |||||||
Дистанционное управление DF15 AEL | Ручное управление DF 15 AS | ||||||
Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А | Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А |
5 | 0,06 | 1833 | 58 | 10 | 0,19 | 63 | 76 |
7,5 | 0,12 | 917 | 62 | 20 | 0,12 | 100 | 78 |
10 | 0,23 | 478 | 70 | 25 | 0,16 | 75 | 81 |
13,3 | 0,39 | 282 | 77 | 33,2 | 0,16 | 75 | 83 |
*с ёмкостью бака 110 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 10 км/ч:4,2 с | *с ёмкостью бака 12 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 25 км/ч:3,7 с |
Tohatsu | |||||||
Дистанционное управление MFS 15C EPL | Ручное управление MFS 15C S | ||||||
Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А | Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А |
5 | 0,14 | 786 | 61 | 10 | 0,19 | 63 | 73 |
7,5 | 0,21 | 524 | 66 | 20 | 0,12 | 100 | 75 |
10 | 0,26 | 423 | 70 | 25 | 0,11 | 109 | 77 |
13,3 | 0,37 | 297 | 76 | 33,1 | 0,15 | 80 | 78 |
*с ёмкостью бака 110 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 10 км/ч:4,0 с | *с ёмкостью бака 12 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 25 км/ч:3,7 с |
Yamaha | |||||||
Дистанционное управление F15 CEL | Ручное управление F15 CМHS | ||||||
Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А | Скорость, км/ч | Расход, л/км | *Дальность пробега, км | **Уровень шума, дБ/А |
5 | 0,15 | 734 | 61 | 10 | 0,19 | 63 | 76 |
7,5 | 0,18 | 611 | 63 | 20 | 0,15 | 80 | 78 |
10 | 0,23 | 478 | 70 | 25 | 0,16 | 75 | 83 |
13,1 | 0,26 | 306 | 77 | 31,9 | 0,18 | 67 | 88 |
*с ёмкостью бака 110 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 10 км/ч:4,9 с | *с ёмкостью бака 12 л ** измерение на удалении 1 м от мотора при разгоне от 0 до 25 км/ч:4,3 с |
Откидной румпель, который уменьшает габариты при транспортировке мотора, и ручная система запуска, которая из соображений безопасности срабатывает только при включенной нейтральной передаче и может быть демонтирована для аварийного запуска (необходимый для этого инструмент отсутствует только в моторах фирмы Yamaha), имеются во всех протестированных моторах с ручным управлением. Само собой разумеется, в моторах с дистанционным управлением, оснащенных электронным стартером, есть функция подзарядки аккумулятора, ручной стартер для этих целей необходимо дополнительно укомплектовать генератором. В моторах с ручным стартером подключение к комплекту кабелей лодки серийно устанавливается только в моторах фирмы Honda. Что более всего бросилось в глаза в ходе проведения этого теста, это система электронного впрыска бензина (EFI) в моторах фирмы Suzuki. Это первая система, которая не нуждается в дополнительном аккумуляторе, и поэтому устанавливается даже в моторах с ручным стартером DF 15. Между тем, для процесса приготовления горючей смеси тестируемые конкуренты делают ставку на традиционную схему с использованием карбюратора. Но это впечатляет не так, как система впрыска, в которой фирма Suzuki устанавливает довольно большой фильтр, в отличие от конкурентов, использующих одноразовые мини-фильтры.
Ручной стартер с системой впрыска
Мотор Suzuki с системой впрыска, с электростартером и дистанционным управлением, по цене занял второе место после Tohatsu. В сравнении цены моторов с ручным управлением, где Tohatsu снова оказался на первом месте, Suzuki занял лишь пятое место. Хорошенько раскошелиться придется покупателям моторов Yamaha, но зато они получат мотор с самым большим объемом цилиндров (362 см3). Кроме того, пользователи Yamaha не очень-то будут рады тому, что у них самый тяжелый (56 кг) из принявших участие в тесте моторов с ручным управлением. Немного попотеть придется парням из США, приобревшим мотор с дистанционным управлением Evinrude 15 PL4 с электростартером, чтобы донести до точки старта его 61 кг. Что касается однорукояточного переключения газа и редуктора, которые входят в комплект поставки моторов с электростартерами, то тут действует девиз «Возьми что проще».
Характеристики 4-х тактных лодочных моторов 15 л.с.
Марка мотора | Evinrude | Honda | Mercury | Suzuki | Tohatsu | Yamaha |
Тип | 15 R4 / 15 PL4 | BF 15 SHU / BF 15 LRU | F15 M / F15 EL | DF 15 AS / DF 15 AEL | MFS 15C S / MFS 15C EPL | F 15 CMHS/ F 15 CEL |
Конструкция | Четырехтактный мотор внутреннего сгорания SOHC | |||||
Цилиндр | 2 в ряд | |||||
Диаметр х ход поршня, мм | 61 х 60 | 59 х 64 | 61 х 60 | 60,4 х 57 | 61 х 60 | 63 х 58,1 |
Рабочий объем, см3 | 351 | 350 | 351 | 327 | 351 | 362 |
Мощность л.с./ кВт | 15 / 11 | 15 / 11,2 | 15 / 11 | 15 / 11 | 15 / 11 | 15 / 11 |
Количество оборотов, об./мин | 5000-6000 | 4500-5500 | 5000-6000 | 5000-6000 | 5400-6100 | 5000-6000 |
Устройство пуска | ручное / электропуск | |||||
Зажигание | электронное | |||||
Вид топлива | неэтилированный бензин | |||||
Тип топливной системы | карбюратор | карбюратор | карбюратор | система электронного впрыска | карбюратор | карбюратор |
Ёмкость топливного бака, л | 12 | 12 | 25 | 12 | 12 | 25 |
Сухой вес, кг | от 52 | 42 / 49,5 | от 52 | 44 / 49 | 51,5 / 55 | 51,7 / 54,7 |
Снаряженный вес, кг | 52 / 61 | 49 / 54 | 55 / 60 | 46 / 50 | 53 / 57 | 56 / 58 |
Охлаждение | вода / одноконтурная система | |||||
Генератор | Внешний 12 В /12 А | 12 В / 6 A 12 В /12 A | 12 В / 12 A 12 В / 12 A | 12 В / 6 А 12 В /12 А | 12 В /12 A | 12 В / 10 A 12 В / 10 A |
Рекомендуемая высота транца, мм | 381 / 508 | 433 / 563 | 381 / 508 | 381 / 508 | 381 / 508 | 381 / 508 |
Передаточное отношение | 2,15:1 | 2,08:1 | 2,15:1 | 2,08:1 | 2,15:1 | 2,08:1 |
Переключение передач | вперед-назад-нейтраль F-R-N | |||||
Винт для теста | 3 x 9 1/4″ x 10″ 3 x 9 1/4″ x 9″ | 4 x 9 1/4″ х 9″ 4 x 10″ х 6 1/2″ | 3 x 9 1/4″ х 9″ 3 x 9 1/4″ x 9″ | 3 x 9 1/4″ х10″ 3 x 9 1/4″ х 9″ | 3 x 9 1/4″ х 10″ 3 x 9 1/4″ x 8″ | 3 x 9 1/4″ х 9″ 3 x 9 1/4″ х 8″ |
Данные для моторов с электростартером / дистанционным управлением напечатаны жирным шрифтом. |
Т.е., моторы, оснащенные замком зажигания, функцией быстрой остановки и дроссельным рычагом, гораздо проще монтируются и всегда легко управляются.
Если нужно изменить дифферент, который приведет лодку в лучшее плавающее положение, водителю необходимо сильнее нажать на рычаг. Прежде чем сместить болты дифферента (у моторов Evinrude, Mercury и Tohatsu для этого есть 6, у Suzuki и Honda 5, а у Yamaha 4 различные опции). Единственное исключение — это электростартер мотора Evinrude, который оснащен электро-гидравлическим откидывающим устройством и плавной установкой на мелководье, которые управляются нажатием соответствующей кнопки. Все другие тестируемые моторы ищут и находят установку на мелководье автоматически при регулировке высоты.
О том, как найти правильный дифферент для лодки и мотора, на что нужно обращать внимание при эксплуатации мотора, и как самостоятельно выполнить простейшее техобслуживание, можно прочесть в инструкциях по эксплуатации, исполненных с доступным к пониманию содержанием, чертежами и рисунками. Перечень неполадок подскажет водителю, что следует делать, если мотор функционирует не должным образом и система предупредительной сигнализации автоматически ограничивает количество оборотов. При отсутствии давления масла или охлаждающей жидкости, во всех испытуемых моторах это будет отображено оптически и / или акустически.
Попробуйте пронесите мотор под мышкой
Все производители серийно выпускают гребной винт и несущую пластмассовую емкость, которая, кстати, у мотора Mercury в два раза больше (251). Тоже касается и троса аварийного пуска, и анода протекторной защиты, которые защищают мотор от гальванической коррозии.
У моделей с ручным стартером есть преимущество в том, что их можно устанавливать и демонтировать без особых забот при откручивании – закручивании болтов. Проблема только в том, что мотор весом в центнер просто так под мышкой не унесешь. Тут не помогут даже хорошо закругленные ручки.
На практике вся «шестерка» испытуемых в плане крепления показала себя с лучшей стороны. При правильной эксплуатации дросселя, моторы без проблем заводятся и в холодном состоянии (при первом пуске моторов Yamaha и Suzuki система впрыска управляется автоматически). А именно без надоедливого облака дыма.
Что касается плавности работы и ходовых качеств, то тут все испытуемые моторы достойны высшего балла. Т.е., они во всех ситуациях «ходят ровно», без вибраций и плавно отзываются на ручку газа.
Tо, что система впрыска у последнего испытуемого мотора Suzuki на тихом и полном ходу ведет себя несколько лучше, чем карбюраторные системы у его конкурентов, доказывает разгон с 0 до 25 км/ч за 3,7 секунды. Тоже действие у Evinrude занимает 4,6 секунд. Honda, единственный мотор среди испытуемых с четырехлопастным гребным винтом, в дуэли на спринтерской дистанции разделил второе место вместе с мотором Mercury, их результат 4,2 секунды.
И снова в конце списка стоит мотор Evinrude, но, если говорить о максимальной скорости, то он находится на верхней ступени пьедестала с показателем 34 км/ч. Второе место с результатом 33,5 км/ч досталось быстрому Mercury, за ним расположились Suzuki, Tohatsu, Honda и Yamaha, последний едва не опустился ниже планки в 31,9 км/ч. Еще одно важное наблюдение:лодка, при тестировании каждого из моторов, управлялась в этом диапазоне скорости легко и уверенно. Если заходя в крутой поворот «перебрать» со скоростью, винт тот час же выскочит из воды, что притормозит ход лодки. Обнаружены также и различия в расходе, они указаны во второй колонке таблиц. Если за основу взять крейсерскую скорость — 25 км/ч, наиболее экономными оказались моторы Evinrude и Tohatsu с показателем 0,11 л/км. А вот что удивило, так это то, что карбюраторные моторы Honda и Mercury обошли по этому показателю мотор Suzuki с его системой электронного впрыска, который наряду с мотором Yamaha проявили неслабый «аппетит» (0,16 л/км).
Экономия горючего на карбюраторном моторе? Так и есть!
А насколько дорогой может стать «пара капель топлива», однажды может выясниться при поездке на большое расстояние. В то время как моторы Evinrude и Tohatsu на одной заправке (121 л) пройдут 109 км, капитану Suzuki и Yamaha придется заправляться уже через 75 км. А вот мотор Mercury F15 M с серийно устанавливаемым 25-литровым баком, на одной заправке пройдет почти в два раза больше, чем экономичные Evinrude и Tohatsu (на баках по 12 л). То, что два мотора с почти одинаковыми конструкциями — Tohatsu и Mercury, выявили настолько разные показатели шумности 77 дБ/A и 83 дБ/A соответственно, объясняется тем, что инженеры Tohatsu устанавливают гребной винт с большим шагом, чтобы достигать скорости 25 км/ч при меньшем количестве оборотов. Следует отметить также, что моторы Mercury и Yamaha в данной категории (с румпелем) занимают последнее место и являются самыми шумными. Тихая Honda выявила показатель 76 дБ/A, но и этого не достаточно, чтобы получить кубок победителя. Мотор Suzuki и здесь уступил своему конкуренту Evinrude и с показателем 81 дБ/A разместился на 4 месте.
Каким потенциалом располагает система электронного впрыска, выявилось, когда мотор с ней установили на лодку SBM 600. Мотор-легковес (50 кг) разогнал почти 1000-килограммовый крейсер до самой высокой скорости (13,3 км/ч) среди всех испытуемых. Evinrude, Mercury и Tohatsu „допрыгнули“ до отметки 13-км/ч, а вот Honda и Yamaha (12,6 км/ч) остались позади. 61-килограммовый мотор в соревновании по достижении крейсерской скорости 10 км/ч на резиновой лодке оказался самым быстрым — 3,4 с.
В то время как Honda «шла по пятам» — 3,8 секунд, моторы Tohatsu, Suzuki, Mercury, а прежде всего Yamaha (4,9 с) были значительно медленнее.
Самые тихие (69 дБ/A) моторы с дистанционным управлением по результатам теста — Evinrude и Mercury, чего не скажешь о моторе Honda — самый шумный мотор.
Потеря скорости 3 км/ч подарит вашей лодке не только тишину и спокойствие, но и экономию определенного количества горючего. Так экономный хитрец Mercury (0,21 л/км) на разнице скорости между 13,1 и 10 км/ч позволит сэкономить 0,15 л/км. В пересчете на дальность пробега (524 км) — это плюс целых 218 км!!! Что касается мотора Tohatsu, последнего в списке по расходу (0,26 л/км) и дальности пробега (423 км), разница между крейсерской и максимальной скоростями меньше, но цифры говорят сами за себя (экономия — 0,11 л/км или плюс 126 км).
Остается упомянуть, что только 110-литровый бак лодки SBM 600 сможет воплотить в реальность впечатляющую дальность пробега.
Впрочем, на ходовые качества и показатели маневренности емкость бака никак не влияет. Важно также чтобы выдерживалась стабильность курса (особенно в узких участках водоемов), чем могут похвастаться все протестированные на лодке SBM моторы. При маневрировании в порту мотор Honda с четырехлопастным винтом выявил небольшие преимущества. Этот мотор быстрее всех останавливает лодку, имеет наименьшую циркуляцию и переходит с передней передачи на заднюю без сбавления оборотов (реверс). Другие моторы тоже имеют такое качество, кроме Yamaha, которому в этом случае нужно «поддать газку», причем на это тратися минимум 3 секунды, только Honda может лучше справиться с этим.
Выводы:Ознакомившись с руководством по эксплуатации и инструкциями, Вы без труда справитесь с управлением и обслуживанием мотора 15 л.с., кроме того, это значительно повысит уровень безопасности эксплуатации. Разумеется, перед началом поездки капитану необходимо немного наловчиться. Не повредят и тренировки в управлении вдали от мест отдыха людей. Хорошо подготовленному водителю 15-сильный мотор доставит больше удовольствия от управления лодкой. Для резиновых надувных лодок лучше всего подходят моторы с ручным стартером. Для данной категории лодок и по цене и по низкому уровню шумов подходит мотор Tohatsu 15. Для желающих сэкономить вес или любителям современной техники и быстрой езды рекомендуем Suzuki. Мотор Evinrude хорошо показал себя тем, что у него низкий расход топлива и относительно высокая максимальная скорость. Honda на резиновой надувной лодке — будет универсальным вариантом. Остался мотор Yamaha:тяжелый и дорогой, но обе модели:и с ручным, и с дистанционным управлением найдут своих покупателей среди приверженцев этой марки. По материалам журнала BOOTE. Эрих Богадтке (Erich Bogadtke)
Какую роль играет масса мотора?
Планируя покупку подвесного лодочного мотора, следует учитывать его массу, влияющую на удобство транспортировки и скорость монтажа. Кроме того, тяжелый двигатель сложнее поднимать и перемещать при регулировке. Вес небольших бензиновых двигателей мощностью до 5 лошадиных сил не превышает 15-20 кг. Самостоятельно легко справиться с погрузкой и выгрузкой мотора из автомобиля и установкой на транец лодки. Для крепления более мощных моторов, вес которых превышает 30-40 кг, возникнет необходимость в услугах помощника.
Следует учитывать массу, планируя покупку подвесного лодочного мотора
Мотор лодочный 4 х тактный рейтинг до 10 л.с.
Помимо этого, Tohatsu MFS 9.9 E S может похвастаться удобным управлением с кнопкой аварийной остановки на торце рукоятки румпеля и переключением передач опять же на фронтальной части.
При этом новый удлинённый мультирумпель «Меркури» с возможностью настройки под правую / левую руку шкипера позволяет управлять комплектом с минимальными усилиями. Румпель фиксируется в верхнем положении, что очень удобно при транспортировке и для откидывания.
Поворот ручки газа настраивается.
Органы управления (переключение передач и кнопка глушения мотора) расположены рядом с ручкой газа, шкиперу не придётся совершать лишние движения. Усиление поворота мотора также регулируется!
Мотор для резиновой лодки – лучшие модели и рейтинг фирм производителей
Размышляя, какой мотор лучше для резиновых лодок использовать, следует ориентироваться на рейтинг моторов лодок ПВХ. Лидирующую позицию среди продукции различных изготовителей занимают моторы японского производства. Они имеют достаточно высокую стоимость. Однако это цена за отличное качество, повышенную надежность и продолжительный ресурс эксплуатации. Среди популярных брендов продукция фирмы Honda, лодочные агрегаты производства Tohatsu, а также двигатели Suzuki и Yamaha. Не отстает по качеству американская корпорация Mercury, выпускающая моторы уже более 80 лет.
Из чего можно сделать мотор для лодки ПВХ?
Для самостоятельного изготовления лодочного двигателя можно использовать различные технические устройства и инструменты, имеющие рабочий мотор. Имея слесарные навыки и немного фантазии, несложно превратить шуруповерт, электродрель, мотоблок, триммер, бензокосилку и даже мотор стеклоомывателя в лодочный двигатель. Остановимся на этом детальнее.
Электромотор из дрели
Этот инструмент всегда имеется в арсенале домашнего мастера. Удобнее использовать аккумуляторный инструмент, имеющий кнопку регулировки частоты вращения выходного вала. Следует продумать вопросы герметизации двигателя, закрепить все части приводной станции на общей основе и с помощью имеющихся средств обеспечить передачу крутящего момента к гребному винту. Остается выполнить сборку устройства и провести рабочие испытания.
Различные технические устройства можно использовать для самостоятельного изготовления лодочного двигателя
Использование двигателя стеклоомывателя
Любители экспериментировать применяют различные виды электрических моторов для изготовления лодочных двигателей. Не является исключением двигатель стеклоомывателя, питающийся от сети двенадцативольтового аккумулятора. Конечно, лодка с таким мотором не сможет соперничать с другими плавательными средствами, но с задачей передачи вращения от вала двигателя на винт он справится.
Мотор на базе бензокосилки
Высокая цена импортных лодочных моторов заставляет владельцев лодок заниматься интересными экспериментами по изготовлению подвесных двигателей. В поисках бюджетного решения некоторые используют двигатель от газонокосилки, характеристики которого позволяют длительно работать под нагрузкой. Мощности такого мотора достаточно для двухместной резиновой лодки.
Двухтактный или четырёхтактный лодочный мотор. Основные преимущества
Профессиональные рыбаки используют как двухтактные, так и четырёхтактные моторы. Знакомство с основными преимуществами и недостатками каждого варианта позволяет определиться с точным выбором.
4 главных преимущества двухтактных лодочных моторов
Двухтактные моторы обладают следующими преимуществами:
Достаточно небольшой вес (на 20-30 % меньше, чем у четырёхтактных моделей);
Не требуют дорогого обслуживания;
Не нуждаются в заливке масла в картер;
Могут перевозиться в любом положении.
Четырёхтактные моторы, в свою очередь, потребляют меньше топлива (на 20 % экономичнее двухтактных аналогов), обладают более тихой работой, экологически чище, а также стабильнее в работе.
4 главных недостатка двухтактных лодочных моторов
Среди недостатков двухтактных моторов можно выделить:
Большой расход топлива;
Высокий уровень шума при работе;
Наличие расходов на масло;
Вредность выхлопных газов.
3 главных недостатка четырёхтактных лодочных моторов:
Большой вес;
Меньшие показатели удельной мощности и динамики разгона;
Необходимость транспортировки только в строго определённых положениях.
Пошаговая технология
Для изготовления самодельного двигателя из дрели вначале следует разработать эскиз устройства, а затем приступать к работе, придерживаясь пошаговой технологии.
Необходимые инструменты и материалы
Для сборки подвесного мотора следует подготовить электрическую дрель, подобрать редуктор привода винта, а также запастись материалами для изготовления струбцин фиксации мотора, приводного вала, винта и других необходимых деталей. Потребуются также ножницы для резки металла, электросварка и болгарка.
Механизм подъема для крыльчатки
Устройство для подъема винта можно сделать, закрепив двигатель струбцинами к жесткой основе и соединив вал дрели с крыльчаткой. Осуществляя поворот всей конструкции, можно поднять приводную станцию.
Подбор редуктора и изготовление гребного винта
Редуктор необходим для передачи крутящего момента от вала дрели на винт. Передаточное отношение 1:5 обеспечит нормальную частоту вращения крыльчатки. Для изготовления пропеллера следует сделать разметку на стальном листе, вырезать заготовки и приварить их к предварительно подготовленной основе винта.