Россия, Москва, Столовый переулок
Телефон:
+7 (999) 915-99- Показать номер
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

ВСЁ, что вы ХОТЕЛИ ЗНАТЬ о рыболовных КАТУШКАХ! Мифы и правда! ТО, ремонт, что выбрать?

Как и любой механизм рыболовные катушки нуждаются в плановом обслуживании, естественно если при условии активной эксплуатации и надлежащего хранения. Но даже самая невостребованная снасть, в арсенале рыбака, должна быть вовремя обслужена, при неправильном хранении, внутренние части механизма могут ржаветь и окисляться, следовательно, срок службы такой катушки существенно сократиться.

Если говорить о постоянно используемых снастях, в условиях рыбалки, вряд ли кто-то замечал, как катушка касается воды и песка на берегу. Попадание мусора в движущиеся элементы катушки, отчищаются на месте, всего лишь частично, протирая тряпочкой, песок все равно остается в трудно доступных местах и в дальнейшем наносит повреждения подшипникам, втулкам и шестерням. Это сильно сокращает сроки службы катушек и приводит к их поломке.

Когда смазывать катушки

Обычно необходимость обслуживания безынерционной катушки можно определить по нескольким критериям:

  • Начало рыболовного сезона.
  • Середина рыболовного сезона, плановый осмотр и диагностика движущихся частей, на отсутствие посторонних шумов, затрудненного хода.
  • Плановый осмотр на протяжении всего сезона, визуальная оценка состояния и цвета масла, его вытекание и загрязненность.
  • Внеплановая диагностика при обнаружении ненадлежащей работы механизма – шума, скрипов, затрудненности вращения движущихся частей, люфтов и видимого загрязнения песком.

На практике, всегда лучше проводить осмотры снастей 2-3 раза за сезон, даже если никаких видимых признаков износа нет, потому что в случае поломки катушки, не всегда получается ее починить, а профилактические осмотры и обслуживания помогают предотвратить поломку.

Чем смазывать катушки

Для экономии денег и времени многие рыбаки используют то что есть под рукой – солидол, моторное масло для автомобиля любой марки. Такая смазка поможет временно, а в некоторых случаях может даже навредить.

Смазочные материалы желательно использовать те, которые предназначены для обслуживания именно данной области, а именно – втулок, подшипников и шестерней.

Густые специализированные смазки для обслуживания подшипников и шестерней – плотная, вязкая смазка, не стекает с движущихся элементов, обеспечивая лучшую защиту от износа.

Жидкие смазки – для обслуживания валов и роторов.

Как смазать катушку для рыбалки

В процессе нет ничего сложного, имея необходимые инструменты, произвести смазку может даже новичок в этом деле.

Для разборки и сборки катушки нам понадобиться:

  • Бумажные салфетки или небольшой кусок ткани.
  • Средние отвертки крестового и плоского вида.
  • Гаечные ключи на 10, 12, 13, 14 в зависимости от вида катушки.
  • Пинцет с острыми краями, для снятия стопоров и монтажа пружин.
  • Ватные палочки.
  • Зубочистки.
  • Старая зубная щетка.
  • Смазочные материалы.
  • ВД-40 или очиститель тормозов, также может подойти бензин в небольшой емкости, но тогда необходимо будит производить очистку на улице, ввиду сильного запаха бензина.

Процесс смазки

  • Для начала нужно демонтировать шпулю и ручку катушки, они легко снимаются, потому что имеют предусмотренные изготовителем, крепежные механизмы.
  • Далее, демонтировать втулку вала, на которой расположены регулировочные шайбы и подшипник. Тут можно воспользоваться тонкими зубочистками и пинцетом.
  • Крышка обгонной муфты фиксируется с помощью болтов, которые нужно будет отвернуть подходящей отверткой, иногда болты оформлены под шестигранники или звездочки, это нужно учитывать при подготовке необходимых инструментов.
  • Из игольчатого подшипника нужно вытащить муфту и хорошо протереть от остатков, грязного масла и мусора. Для более эффективного удаления можно использовать ДВ-40.
  • Далее нужно открутить пыльники, удалив которые появиться возможность снятия крышки.
  • Получив доступ к шестерням, нужно сделать отметки на зубцах так чтобы при сборке метки четко совпали, и механизм работал в точности как было ранее.
  • Затем нужно демонтировать основную шестерню.

  • Дальше демонтируем стоп-коробку.
  • Далее можно демонтировать каретку, она зафиксирована стопором, после его извлечения, каретка легко демонтируется.

В итоге катушка разобрана, на все основные движущиеся элементы. Правильным будет разложить все части на чистом столе или картонке в очередности демонтажа, а еще лучше все сфотографировать каждый этап разбора для четкого понимания что все будет собрано правильно.

Обслуживание и смазка безынерционных катушек

ТО катушки — процесс не сложный, но требующий внимания и усидчивости. Первое обслуживание может занять до 3 часов. Главное в этом деле не спешить, иначе это может плохо обернуться на рыбалке, и механизм подведет в важный момент.

Подготовка к обслуживанию

Перед тем, как приступать к работе, нужно как следует подготовиться. Прежде, это касается подготовки рабочего места. Со стола нужно убрать лишнее, освободив место. Так как при проведении техобслуживания используется смазка, то чтобы не испачкать стол, на рабочую поверхность кладется тряпка или листы бумаги.

Также желательно поставить настольную лампу для освещения. Ну и, конечно, быть готовым к тому, что этот процесс займет больше времени и сил, чем ожидалось.

Правильно оборудованное рабочее место рыболова

Инструменты для обслуживания

Для техобслуживания используется совсем немного приспособлений. Основными инструментами являются:

  • Отвертка с несколькими насадками. Просто взять одну плоскую отвертку и одну крестовую нельзя, потому, что для каждого болта насадка должна как можно точнее подходить по размерам. Крепления сделаны из мягких материалов, поэтому неправильный инструмент может «слизать» головку.
  • гаечные ключи. Чаще требуются на 8, 10 или 12. Желательно использовать ключи накидного типа, чтобы уменьшить шансы повредить гайку;
  • пинцет для тонкой работы с мелкими деталями;
  • игла. Она понадобится, чтобы вскрывать и чистить некоторые подшипники;
  • кисточки с твердой упругой щетиной. Нужны для очистки механизма от грязи и старого масла.

В процессе также понадобится тряпочка, ватные палочки, емкость, в которой будет проводиться чистка подшипников и деревянная палочка. Из расходных материалов нужны будут:

  1. Жидкость для чистки. Лучше всего подойдет бензин «Калоша», бензин для зажигалок или изопропиловый спирт. Также для чистки можно взять специальный баллон для обслуживания тормозных систем автомобиля. Благодаря высокому давлению, грязь легче выбивается из труднодоступных мест. Такие составы, как уайт спирит или WD-40 использовать не рекомендуется, так как они оставляют после себя следы или масляную пленку.
  2. Несколько видов смазки разной густоты. В идеале — три, но и двумя. Самая густая смазка используется для зубьев шестерней. Для основной оси катушки нужна смазка средней густоты, а для обгонной муфты и подшипников нужно жидкое масло. Желательно покупать только специальные составы для обслуживания рыболовных катушек.

Готовый набор для ТО рыболовной катушки

Разборка

После того, как все необходимое подготовлено, можно приступать к обслуживанию. Начинается все с разборки:

  1. Снимается шпуля и рукоятка
  2. С оси шпули снимается стопорное кольцо и шестерня
  3. Гаечным ключом откручивается гайка для зажима
  4. С ротора снимается дужка и ее механизм, после этого снимается сам ротор
  5. Разборку корпуса нужно начинать со снятия «флажка» для отключения обратного хода.
  6. Снимаются декоративные накладки
  7. Сам корпус делится на две половины при снятии крышки, держите катушку левой стороной вверх, чтобы из нее не вывалились внутренности.

При разборке можно выкладывать крепления на столе в том порядке, в котором снасть и разбиралась, чтобы не запутаться. После этих действии открывается доступ к основному механизму.

Полная разборка рыболовной снасти

Очистка и промывка деталей

Все трущиеся детали достаются из корпуса. Шестерни достаточно очистить с помощью жесткой кисти и бензина. Для очистки подшипников сначала снимаются пыльники, после этого их можно опускать в емкость и наливать в нее жидкость для очистки. Если есть ультразвуковая ванна, то подшипники можно очистить в ней. После этого детали насухо вытираются тряпкой.

Смазка механизмов и сборка катушки

Перед тем, как поставить детали на место, их необходимо смазать. Со смазкой лучше не переборщить, все равно большее количество слетит с шестерней при работе, останется лишь тонкий рабочий слой. Смазанные детали устанавливаются на место, и катушка собирается в обратном разборке порядке.

Не все рыболовы любят делать эту работу

Факторы, влияющие на износ

Иногда возникают ситуации, когда нужно провести внеплановое обслуживание. Например, попадание воды внутрь механизма. Вроде ничего страшного, но, когда вода попадает внутрь, образуется эмульсия, которая может убить механизм за короткий промежуток времени.

Если в катушку попала вода, нужно сразу прекратить ей пользоваться. Также не стоит класть на песок или грязь. Если инородные тела попадут внутрь снасти, это значительно сократит срок службы механизма.

Но самым главным фактором, ускоряющим износ, являются экстремальные нагрузки. Помните, что не стоит пользоваться ей как лебедкой. При вываживании рыбы нужно, чтобы основная нагрузка ложилась на спиннинг. Если использовать снасть в нещадных условиях, в скором времени может потребоваться ремонт, произвести который самостоятельно уже не выйдет.

Видео ТО рыболовной катушки для начинающих

Очистка шестерней и других частей катушки

Чистка от старого масла и затвердевших частиц грязи, осуществляется с помощью ткани, ватных палочек и бумажных салфеток, также в чистке зубцов шестерен поможет старая зубная щетка.

В качестве очистителя хорошо подходит ВД-40 или специальный очиститель, но можно прибегнуть и к более агрессивным методам, бензиновой ванны, но при этом нужно учесть едкий запах бензина, делать это нужно на открытом воздухе.

Также нужно учесть, что бензин, это очень агрессивное вещество, способное растворять некоторые виды пластика и резиновые детали, так что будьте аккуратны. Не рекомендуется подвергать резиновые и пластиковые такие части воздействию бензина при очистке, они могут потерять свою форму и целостность.

Корпус катушки хорошо отчистить помогут ватные палочки, или ветошь, накрученная на пинцет или отвертку.

Все загрязненные детали легко отчищаются и выкладываются в обратном порядке их сборки.

Уход за рыболовными катушками

Современная катушка – это достаточно сложное устройство. Катушка не только помогает ловить рыбу проще и легче, но и требует свою обязательную порцию заботы, выражающуюся в постоянном и правильном уходе за ней. В настоящее время самой популярной разновидностью катушки является безынерционная как самая демократичная во всех отношениях – и ценовом, и эксплуатационном.

Для того, чтобы катушка служила долго и при этом не теряла своих эксплуатационных свойств, за ней нужно правильно ухаживать. Конечно, если это катушка для спиннинга, то она волей или неволей постоянно находится в работе, главное при этом – как следует зафиксировать ее катушкодержателе, чтобы не было даже намека на люфт. Если же катушка используется на обычной удочке, не важно, донной или поплавочной, то, кроме отсутствия люфтов, нужно следить и за тем, чтобы в катушку не попадал разный мусор, песок, влага, и чтобы не происходило ее соприкосновение с землей. Для этого используются самые разные подставки под удилища, ведь чем дальше от земли и воды располагается катушка, тем меньше вероятность попадания в нее разных посторонних частиц.

Читать: Катушка с тройным тормозом

Такая подставка может быть как самой простой самодельной рогулькой, так и специализированным фирменным держателем, род-подом, подставкой или стойкой. Если все-таки катушка не убереглась от падения в воду или, того хуже, в прибрежную грязь, отчаиваться не стоит. Если катушка упала в воду, то нужно просто дать воде вытечь, просто отложив ее в сторону. Вращать ее не нужно. Дома ее нужно аккуратно разобрать, тщательно удалить оставшуюся влагу, просушить малодоступные места феном и заново смазать все подшипники. Ели же при падении в катушку попала не только вода, но и набился мусор, катушку нужно отложить, чтобы вытекла вода, при этом вращать ее нельзя, чтобы не повредить механизм. Дома пострадавшую катушку нужно разобрать, удалить влагу и посторонние частицы, при необходимости – промыть детали в бензине, собрать и смазать ее заново.

Даже если катушка эксплуатируется в идеальных условиях, техобслуживание ее все равно нужно проводить регулярно. Регулярность зависит от условий и частоты использования. Хорошая фирменная катушка без проблем прослужит лет пять, а то и больше. Если же в ее работе появились посторонние шумы вроде скрипа или ее ход стал тяжелым и неравномерным, то пришла пора делать ТО.

Читать: Правые и левые мультипликаторные катушки

Для проведения ТО понадобится набор крестовых отверток, смазка, плоскогубцы, пинцет, бензин, тряпка и кисточка. Первым делом с катушки нужно снять ручку, затем шпулю. Затем со штыря нужно снять все звездочки и шайбочки, открутить гайку и винт, снять ротор. Для обслуживания внутреннего механизма катушки нужно снять крышку. Перед разборкой внутреннего механизма нужно не забыть сделать пометку в том месте, где пальчиковая шестеренка своими зубцами касается главной, чтобы потом правильно собрать все обратно. Дальше в катушке выкручивается винт, снимается шток и вынимается основная шестерня. Если катушка в хорошем состоянии, смазка не почернела и не набилась грязь, то дальше можно не разбирать, а аккуратно протереть тряпочкой, смазать и собрать обратно. Если смазка черная и грязная, то придется разобрать катушку до конца, промыть все детали бензином, просушить их, вычистить как следует корпус, собрать все обратно, предварительно как следует смазав каждую деталь. Сборка проводится в обратном порядке. Вычищенная и смазанная катушка должна иметь легкий ход без посторонних шумов.

Читать: Нюансы при выборе безынерционной катушки

Для того, чтобы катушка служила как можно дольше, а ТО требовалось как можно реже, после каждой рыбалки катушку нужно снять с удилища, насухо вытереть, уложить в специальный чехол. Хранить катушку нужно при постоянной температуре, поэтому балкон для этой цели использовать не рекомендуется. Если же катушка фирменная у или есть сомнения в собственных силах, то разумнее будет отнести ее в специализированную мастерскую, где ей сделают полноценное ТО профессионалы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен

Процесс сборки и смазки

Детали отдельно смазывать не имеет смысла, потому что при сборке, скользкие детали очень сложно поставить на место, велика вероятность выскальзывания и падения деталей на пол, что приводит к повторной очистке.

  • Сперва необходимо частично собрать катушку в обратном порядке, имея фотографии и порядок разбора, сложностей в сборе не возникает.
  • Сборка происходит до момента закрытия крышки катушки, все детали должны быть установлены на свои места, метки на зубцах шестерен обязательно должны совпадать.
  • На зубцы шестерней наносится смазочный материал и механизм проворачивается вручную, для более равномерного распределения, и проникания смазки в труднодоступные места.
  • Смазки не должно быть много, лишнюю рекомендуется удалить с помощью кусочка чистой ткани, затем можно закрывать корпус катушки крышкой.
  • Также необходимо обратить внимание на роликовый подшипник, не допускаются люфты. Если при осмотре выявлен люфт или затруднительность движения, подшипник необходимо заменить.
  • В зависимости от производителя катушки, подшипники устанавливаются обслуживаемые или не обслуживаемые, если корпус ролика закрыт с двух сторон пластинами, такой подшипник не нуждается в смазке. Подшипник открытого типа, перед установкой нужно смазать.
  • Производиться окончательная сборка катушки, осмотр и плавность вращения, в результате, плановое обслуживание можно считать завершенным.

Следите за своими снастями, и они никогда откажут, даже в самых суровых условиях.

ВСЁ, что вы ХОТЕЛИ ЗНАТЬ о рыболовных КАТУШКАХ! Мифы и правда! ТО, ремонт, что выбрать?

Задал самые животрепещущие вопросы сертифицированным мастерам технического осмотра и ремонта рыболовных катушек дайвовской мастерской

Список вопросов:

0:48 Введение 4:12 Как появилась идея создания такой мастерской? 6:10 Как много катушек ну примерно через вас прошло? 6:25 Вы занимаетесь ремонтом и ТО не только безынерционных катушек но и мультипликаторных? 7:43 Есть ли смысл в тюнинге катушек? Так ли сильно зависит надежность и плавность катушки от количества подшипников? Какие плюсы и минусы втулок в лесоукладывателе…стоит ли менять их на подшипник 8:46 Добавлять подшипники в кнобы? КАК ВООБЩЕ ОБСЛУЖИВАТЬ ПОДШИПНИКИ? 9:55 Стоит ли делать ТО у новой катушки с Японии? 11:50 Какими смазками стоит пользоваться и что из не рыболовных смазок подходит. 13:46 Сильно ли вредит использование катушки зимой? Нужно ли смазывать катушку на зимний сезон какими то специальными смазками? 14:05 Как правильно хранить катушку? 15:20 Ловить ли на Stella зимой? 15:39 Почему в основе видеоблогеры специализирующиеся на видео с ТО катушек, как правило, используют shimano смазки и только единицы daiwa. Качество хуже-лучше или какие-то другие причины? 16:40 Как слухо-тактильно можно понять, что пора ТО.шить катушку и не прозевать момент этого!? 17:55 Как часто в зависимости от количества рыбалок нужно делать ТО? 19:25 Как правильно эксплуатировать и хранить катушки? 22:55 Из чего можно сделать фрикционные диски?) И регулировочные шайбы.Из растишки или альпийского йогурта?) 24:42 Насколько вредны люфты(они же технологические зазоры) и стоит ли с ними бороться? 28:26 Бесконечник или кулиса ? 30:29 Что лучше для ультралайта а что лучше для хэви? 31:45 Правда-ли что легкие катушки не ресурсны? и ci4 и ci4+ это варианты для лайт/медиум ловли. Убивает ли твичинг мясорубку даже 4000 размера,и для ловли на буратины мульт первостепенен. 35:25 Какие максимальные веса в джиге можно использовать в зависимости от размера катушки?И вообще расскажи о размерности и назначении катушек. 36:50 Как передаточное число влияет на ловлю,нагрузки, 40:11 Можно ли на ТО заработать на участие в Пал 41:25 Сколько стоит ТО? 42:45 Сколько стоит оборудовать мастерскую катушек? 43:13 Какую самую дорогую катушку ты разбирал. 44:00 С какой самой такой жестью ты столкнулся за время работы 45:25 Кто чаще всего обращается за то, обладатели премиум сегмента катушек или же бюджет и середина. 46:14 Хватает ли тебе времени на рыбалку? 47:25 Мультипликаторные катушки: 47:35 С центробежными или с магнитными тормозами, стоит брать (что и зачем) но я насколько знаю есть ещё и третий вариант электронный гибридный DC Ди си 50:26 Плюсы и минусы мультипликаторов 54:07 Сложнее ли То мультипликаторов 54:46 За кем будущее: Мультипликатор или Безынерционная катушка У мульта- болезни такие же как и у мяса? Это все те же люфты? 56:06 Как определить мощность мультовой катушки? 58:40 Китай или Япония? Шимано или Дайва? Как относитесь к набирающему популярность на нашем рынке брэнду Окума? 01:01:52 Какие бы ты мог посоветовать 2-3 катушки бюджетных, 2-3 из среднего сегмента и 2-3 топ уровня ну и по одному мульту из каждого сегмента 01:07:40 Что лучше взять? Новую катушку или старую где то на барахолке, и Топ старых катух

Ссылка на основную публикацию
Похожее