Россия, Москва, Столовый переулок
Телефон:
+7 (999) 915-99- Показать номер
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Vendee Globe 2021 — Кругосветка одиночек

В парусном спорте есть множество различных классов и дисциплин, но ничто не воплощает квинтэссенцию спортивной борьбы так, как матчевые гонки. Матч-рейс — это поединок двух команд на одинаковых лодках. Как в боксерском матче или на дуэли, результатом может быть только победа или поражение, и третьего здесь не дано.

Паруса лодок в близкой лавировке отдаленно напоминают скрещенные мечи фехтовальщиков.

Из-за тактических особенностей гонок, где участвуют всего две лодки, матч проходит в очень плотном контакте. Матч-рейс требует максимальной сыгранности и концентрации от всех членов команды, а также большого хладнокровия и толики здоровой агрессии от рулевого.

image

Особенности матчевых гонок

В каждой гонке участвуют всего две яхты. Победитель получает одно очко, проигравший — ноль. Если в регате заявлено несколько команд, то вся она разбивается на индивидуальные матчи. Сначала проводится один или несколько раунд-робинов — то есть все участники должны провести гонки друг с другом в рамках круговой системы. По результатам раунд-робинов определяются лидеры, которые проводят полуфинальные и финальные матчи в режиме плей-офф. В этапе плей-офф, как правило, проводится по несколько гонок между участниками, например, до двух или трех побед.

Естественно, полноценный поединок возможен только в случае, если все гоняются на одинаковых лодках. Для матч-рейса, как правило, выбираются килевые лодки с экипажем от четырех человек, достаточно маневренные и хорошо разгоняющиеся.

Важным моментом гонок является наличие ампайров для проведения судейства в реальном времени на воде. Ампайры (umpires) — это специальные судьи, которые сопровождают каждую пару гоняющихся лодок. Их задача — разбор протестов участников и назначение (или неназначение) пенальти по ходу гонки. Пенальти можно получить, например, за непредоставление «права дороги» или другое нарушение правил. Для того, чтобы выполнить пенальти («оправдаться»), нужно совершить разворот на 270 градусов в любой момент гонки до финиша.

Вынуждать соперника ошибаться и «навешивать» на него пенальти — одна из ключевых «фишек» матч-рейса.

Подробнее о системе пенальти рассказано в этом видео.

Есть свои нюансы и в стартовой процедуре. Выигранный старт — это, как правило, на 80% выигранная гонка. Так как одна сторона дистанции всегда является предпочтительной, процедура разделяется на два этапа: вход в стартовую зону, на который отводится две минуты, и собственно стартовая процедура. Наглядно всё это показано в следующем видео.

Сама дистанция в целом — это те же знакомые всем две петли. Единственное отличие заключается в том, что на матч-рейсе обычно ставится не левая, а правая дистанция, с тем, чтобы сделать борьбу на огибании верхнего знака интереснее.

Однако существует принципиальная разница в тактике матч-рейса по отношению к гонкам флота. Чтобы победить в гонке флота, нужно прийти первым среди всех участвующих лодок, поэтому обычно спортсмены стремятся получить чистый ветер и оторваться от всех остальных. В матч-рейсе же нужно «всего лишь» обойти одного-единственного соперника и здесь, наоборот, пытаясь от него оторваться, вы рискуете проворонить порыв ветра и остаться позади.

Поэтому лучшая тактика, максимально гарантирующая победу, — это «не отрываясь сильно от соперника, постоянно его опекать и контролировать».

Здесь нужно делать ставку не только на скорость, но и на хитрость: блокировать действия оппонента, не давая ему перехватить преимущество. В матч-рейсе не действует ряд стандартных правил ППГ, в частности, требование идти надлежащим курсом, таким образом тактика позволяет делать агрессивные выпады против соперника, заставляющие его ошибаться или выдавливающие его с дистанции.

Подробнее о правилах и тактике матчевых гонок:

  • Подборка видео от Федерации парусного спорта США
  • Подборка видео от World Match Racing Tour
  • PDF-руководство по особенностям тактики матчевых гонок (на английском языке)

Гонка гонок: The Ocean Race (Часть 1)

Десятки тысяч миль изнуряющей жары, холода, физических лишений и изматывающего труда. Но тот, кто побывал здесь один раз, стремится вернуться сюда снова. Самая престижная регата в мире, The Ocean Race, в третий раз сменила собственника и название. И по-прежнему остается событием номер один в мире парусного спорта. Благодаря кому она появилась, как проходила, ее герои жертвы – в этом материале мы вспомним самые значимые страницы гонки от ее начала до 2018 года.

Изматывающая, жесткая, лишенная и намека на комфорт – такой является The Ocean Race, самая желанная гонка для яхтсменов

Легенда, родившаяся в пабе

Трое джентльменов с бокалами пива в руках сидели в пабе Портсмута. Они, как и положено джентльменам, говорили о яхтах и регатах. Одним был Сэм Уитбред, владелец семейной компании по производству пива Whitbread brewery и любитель яхтинга. Двое других – Энтони Черчилль (не родственник), автор и издатель журнала Yachting and Boating Weekly и Гай Пирс, гоночный промоутер. Дело было в начале 1970-х. Буквально недавно Робин Нокс-Джонстон на яхте «Суахили» завершил одиночную безостановочную гонку «Золотой глобус», став первым в истории человеком, обошедшим вокруг мира без захода в порт за 312 дней. За два года до него финишировал в своей одиночной скоростной кругосветке Фрэнсис Чичестер, сделавший одну остановку в Сиднее.

Робин Нокс-Джонстон, единственный финишировавший в гонке The Golden Globe Race 1968-1969 гг., первый человек, совершивший безостановочную одиночную кругосветку

«Золотой глобус» (Sunday Times Golden Globe Race) стала первой в мире кругосветной одиночной гонкой нон-стоп. Несмотря на ажиотаж, результаты ее были неоднозначны. Из 9 яхтсменов финишировать сумел только Нокс-Джонстон, один участник покончил с собой, и в целом она оказалась слишком изматывающей для того, чтобы стать регулярным соревнованием – по крайней мере, в то время. Вставал вопрос о командной кругосветной регате.

О чем-то подобном размышляли и в Королевской парусной ассоциации военно-морского флота, которая поддерживала яхтенные инициативы среди действующих членов ВМС и отставников.

В 1972 году пивовары и флотские решили организовать и спонсировать кругосветную командную регату, получившую название Whitbread Round the World Race. Старт был намечен на сентябрь 1973 года.

Сами участники первой Whitbread Round the World Race признавали, что они были скорее романтиками, чем профессионалами

По маршруту быстроходных клиперов

Организаторы решили, что в гонке будет 4 этапа: Портсмут – Кейптаун, Кейптаун – Сидней, Сидней – Рио-де-Жанейро, Рио-де-Жанейро – Портсмут. Такой маршрут был выбран не просто так. Он повторял кругосветные переходы клиперов XIX века, самых быстроходных кораблей своего времени.

Первая гонка была романтична, как и сама эпоха, в которую она происходила. На призыв поучаствовать в первой командной кругосветной регате откликнулись сотни людей. Были команды из самой Британии, Франции, Италии, Польши, Мексики, Западной Германии и ЮАР. Как признавали сами участники, у них больше энтузиазма, чем реального опыта. Они жаждали приключений и славы – и вряд ли в мире есть более достойный стимул.

К регате допускались однокорпусные лодки от 32 до 80 футов (9.8–24.4 м) различного оснащения. 8 сентября 1973 года сэр Алек Роуз, совершивший незадолго до этого кругосветную одиночку с двумя остановками, выстрелил из пушки Южного замка Портсмута. 17 яхт с 167 членами команды на борту стартовали с первого этапа. Им предстояло пройти 27 000 морских миль.

Эта первая гонка совсем не была такой аскетичной, какой является The Ocean Race сегодня. Холодильники заполнялись мясом и фруктами, яхтсмены пили вино и закусывали икрой, и многие команды могли себе позволить целого кока, занимавшегося лишь готовкой. GPS еще не существовало. Яхты не только повторяли маршрут клиперов прошлого века, но и использовали те же самые методы навигации: секстант, небосвод, компас, карты. А в свободное время (у них еще оставалось свободное время!) участники регаты могли почитать книги или поиграть на гитаре.

Яхта Guia, участвовавшая в первой Whitbread Round the World Race, сегодня находится в частной собственности на Средиземном море, и иногда принимает участие в регатах винтажных лодок

Однако не была она и лишь легкой кругосветной «прогулкой». Гонка стоила жизни трем участникам (больше, чем любая другая впоследствии), три яхты потеряли свои мачты, и 5 – не смогли ее закончить.

Несмотря на засилье британцев, гонку выиграл мексиканский шкипер с интернациональным экипажем. Кеч SAYULA IIпод командованием Рамона Карлина, бизнесмена и яхтсмена-любителя, показал общее время 152 дня и 9 часов. В следующие годы организаторы меняли требования к яхтам и города, где регата делала остановку. Однако лодки оставались разноплановыми, что, конечно, влияло на стартовые условия команд.

Кеч SAYULA II под командованием мексиканца Рамона Карлина неожиданно победил в первой регате

Гонки 1977-1978 и 1981-1982 годов выиграл голландец Конни ван Ритсхотен, поставив рекорд, действительный и сегодня. Он стал единственным шкипером, который победил в регате дважды. Более того, во время второй Конни пережил сердечный приступ, что было скрыто от организаторов и других команд. В регате 1989-1990 годов впервые приняла участие лодка из-за «железного занавеса»: советская – а по сути грузинско-украинская – яхта «Фазиси». А в 1993-1994 гг. участвовало две лодки уже из независимой Украины – «Гетман Сагайдачный» под командованием Евгения Платона и «Одесса-200» под командованием Анатолия Вербы. Оба шкипера были в свое время в команде «Фазиси» (судьбе «Фазиси» и участии уже независимой Украины в регате 1993-1994 гг. будет посвящена вторая часть этой статьи. – Авт.).

Конни ван Ритсхотен, «летучий Голландец», легенда регаты. Единственный шкипер, победивший в ней дважды

Зрелищный спорт для большого бизнеса

С каждым годом регата становилась все профессиональнее, привлекая к себе внимание большого бизнеса. Что-то нужно было делать с форматом: в некоторые годы самые большие лодки чуть ли не в два раза превышали по размеру самые маленькие. Снаряжение макси-яхт становилось неоправданно дорогим для спонсоров. Вопрос унификации лодок ставал все насущнее.

Так в регате 1993-94 гг. появился новый класс яхт: Whitbread 60 (после того, как гонка сменила собственника, переименованный в Volvo Ocean 60). Характеристики лодки были такими: длина 19.50 м (64 фута), ширина 5.25 м (17 футов), осадка 3.75 м (12 футов), водоизмещение 13.5 тонн. Дебют оказался успешным. И уже в регате 1997-98 могли участвовать яхты только этого класса.

Whitbread 60 (впоследствии переименованный в Volvo Ocean 60) — первый унифицированный класс лодок для этой регаты

Однако эпоха Whitbread в Round the World Race подходила к концу. Пришедший в 1997 спонсор, Volvo, имел далеко идущие планы. И в 2001 году регата сменила свое название на привычное нам сегодня: Volvo Ocean Race. Интерес шведской компании к гонке был вполне понятен, ведь подразделение Volvo Penta является мировым производителем судовых и промышленных двигателей.

Старая пословица гласит, что новая метла по-новому метет. Смена собственника принесла несколько заметных изменений. Во-первых, спонсор сразу сделал «реверанс» своей родине и европейским странам, где находятся значимые рынки сбыта. Так в гонку впервые были добавлены Швеция (яхты делали остановку в Гетеборге, где расположена штаб-квартира Volvo), Германия и Франция. Кроме того, впервые за свою историю, она финишировала не в Великобритании, а в немецком Киле. Также, на смену классу Whitbread 60 уже шел новый – Volvo Open 70.

Whitbread 60 (впоследствии переименованный в Volvo Ocean 60) — первый унифицированный класс лодок для этой регаты

Однако эпоха Whitbread в Round the World Race подходила к концу. Пришедший в 1997 спонсор, Volvo, имел далеко идущие планы. И в 2001 году регата сменила свое название на привычное нам сегодня: Volvo Ocean Race. Интерес шведской компании к гонке был вполне понятен, ведь подразделение Volvo Penta является мировым производителем судовых и промышленных двигателей.

Старая пословица гласит, что новая метла по-новому метет. Смена собственника принесла несколько заметных изменений. Во-первых, спонсор сразу сделал «реверанс» своей родине и европейским странам, где находятся значимые рынки сбыта. Так в гонку впервые были добавлены Швеция (яхты делали остановку в Гетеборге, где расположена штаб-квартира Volvo), Германия и Франция. Кроме того, впервые за свою историю, она финишировала не в Великобритании, а в немецком Киле. Также, на смену классу Whitbread 60 уже шел новый – Volvo Open 70.

Команда Puma, занявшая второе место на Volvo Ocean Race 2008-2009

Запрос спонсоров на зрелищность не удивителен. Яхта в такой регате – своего рода «визитная карточка» компании, и эту визитку должны увидеть как можно больше людей. Развитие телекоммуникаций, интернета и спутниковой передачи увеличивало медиа-отдачу в разы. Регата 2008-2009 годов, еще до массового распространения смартфонов и социальных сетей, только средствами телевидения охватила аудиторию в два миллиарда человек! Такой промо-эффект позволяет «отбивать» многомиллионные вложения в гонку – на приобретение и оснащение яхты, зарплату команде, ремонты и поддержку в процессе. Так, бюджет победителя 2008-2009, команды компании Ericsson составил 50 млн. евро. Занявшая второе место Puma потратила около 20 млн.

Зрелищные портовые гонки привлекают к Volvo Ocean Race дополнительное внимание зрителей

В 2014 году еще раз поменялся класс яхт, на Volvo Ocean 65, созданный компанией Farr Yacht Design. Он стал ответом на постепенно устаревающий проект Volvo Open 70, высокая стоимость которого, к тому же, являлась препятствием для многих компаний, желающих войти в гонку. Представляя новый класс, Кнут Фростад, СЕО Volvo Ocean Race, пообещал, что стоимость яхты с комплектом парусов будет в пределах 4.5 млн. евро, что позволит снизить общий бюджет участия для спонсоров примерно до 15 млн.

Также на регате отразились и современные тенденции к гендерному равноправию. Сегодня организаторы стремятся привлечь в гонку женщин, и поэтому в 2017-2018 гг. команды могли насчитывать от 7 до 11 человек по такому принципу: 7 мужчин; 7 женщин и 1 (2) мужчины; 7 мужчин и 1 (2) женщины; 5 мужчин и 5 женщин; 11 женщин.

Класс Volvo Ocean 65 заменил устаревающий и дорогой класс Volvo Open 70

Крайняя, 13-я

13 по счету регата 2017-2018 гг., стартовавшая в Аликанте и финишировавшая в Гааге, стала не только самой протяженной по маршруту, покрыв 45 000 морских миль. Она стала также последней, прошедшей под брендом Volvo. И регатой двух смертей.

В ходе гонки яхта Vestas 11th Hour столкнулась с рыболовецким судном в 30 милях от Гонконга, шедшим без огней и сигналов. Один рыболов погиб. В Южном океане, при экстремально плохих погодных условиях, за борт смыло участника команды Scallywag, британца Джона Фишера, обнаружить которого не удалось.

Британец Джон Фишер был смыт за борт в Южном океане во время шторма, не смотря на использование страховочной экипировки

В 2021-2022 гг. гонка пройдет под названием The Ocean Race. Собственником регаты стала компания Atlant Sports Group. Одним из главных анонсированных изменений стал допуск к регате яхт двух классов: Volvo Ocean 65 и IMOCA 60 (проект International Monohull Open Class Association). Это позволит компаниям-спонсорам приобретать лодки, которые, помимо, собственно, The Ocean Race, смогут участвовать также в других престижных парусных состязаниях.

Фильм To The Ends of The Earth — The First 40 Years | Volvo Ocean Race (англ.)

Эпилог

Команды борются за каждый грамм веса, чтобы увеличить скорость своих лодок. Поэтому на борту нет свежей еды (только сухая и замороженная), нет душа, и яхтсмены имеют лишь пару перемен одежды на переход. Они переживают перепады температур от -5 до +40. Туалет отделен шторкой. Приватности не существует – вся жизнедеятельность проходит на глазах друг у друга. Соленая вода и концы разъедают кожу на руках, несмотря на перчатки. Сон в пропитанной потом и водой одежде редко длится больше двух часов подряд – больше не позволяет вахтенная система на борту.

Это – сущий ад, пройти который мечтает каждый яхтсмен.

Ноль комфорта, отсутствие приватности и постоянная работа на износ – так выглядит Гонка гонок, самое престижное парусное состязание в мире

Гонка гонок: The Ocean Race

Гонка гонок: The Ocean Race

Гонка гонок: The Ocean Race

Украине и украинцам в этой регате будет посвящена вторая часть статьи. Автор выражает благодарность Евгению Платону, участнику гонки в 1989-1990 и 1993-1994 гг. за помощь в подготовке материала.

Дмитрий БУШУЕВ

12.04.2019

Почему матч-рейс — это самый крутой формат парусных гонок

  1. Именно в этом формате проводится уже почти 150 лет самая престижная парусная регата — Кубок «Америки». Nuff said.
  2. Только здесь есть острая тактическая борьба в самом близком возможном контакте между лодками. Она зрелищнее и понятнее, чем в гонках флота.
  3. Матч-рейс требует хорошей натренированности и слаженности экипажа, так как имеет значение каждый сантиметр положения лодки и каждый миг выполнения маневра. Кроме того, рулевой должен хорошо знать Правила парусных гонок и уметь их использовать для собственной выгоды. Ничто так не прокачивает парусные скиллы, как матч-рейс!
  4. Количество маневров за гонку в матч-рейсе в два-три раза больше, чем на гонке флота той же дистанции, при этом сами гонки более короткие за счет меньшего количества участников. Всё это здорово добавляет динамичности в целом неторопливому парусному состязанию.
  5. Разрешение протестов и назначение наказаний происходят сразу на воде, в реальном времени. Что, опять же, оживляет гонку, делая её более наглядной и зрелищной.
  6. Пан или пропал! Как и в любом тру-поединке, здесь есть либо выигрыш, либо проигрыш. Других вариантов нет. Матч-рейс здорово воспитывает бойцовский дух.

Любительские регаты

Обычно это открытые регаты, где ждут всех желающих, независимо от опыта, статуса и национальности. Просто регистрируешься, платишь организационный взнос – и ты в списке. В одном дивизионе могут состязаться мастера спорта, олимпийские чемпионы, семьи с детьми и офисные работники, впервые вообще оказавшиеся на яхте. Кто-то приезжает тренироваться перед более серьезными соревнованиями, кто-то – просто отдохнуть с друзьями. Парус объединяет всех, и в этом, пожалуй, главный кайф таких мероприятий. Уровень подготовки экипажей и оснащение лодок может очень сильно отличаться.

Матч-рейс вчера и сегодня

История матчевых гонок неразрывно связана c Кубком «Америки». Это старейший трофей не только в парусном, но и вообще в любом профессиональном международном спорте: первая регата состоялась в 1851 году. Хрестоматийным моментом, иллюстрирующим философию матч-рейса, стала легендарная фраза:

«Ah, Your Majesty, there is no second!»

— в ответ на вопрос королевы Виктории о том, кто же идёт вторым за легендарной яхтой «Америка».

На протяжении более 100 лет Кубок разыгрывался в формате один на один между защитником, обладающим кубком (Defender) и претендентом (Challenger). Даже когда претендентов было несколько, между ними проводилась специальная отборочная сессия в том же формате матчевых гонок, с раунд-робинами и всем остальным. Позже эта серия получила название Louis Vuitton Cup.

Золотым временем матч-рейса на Кубке «Америки» стали 1956–1987 годы, когда Кубок разыгрывался на лодках 12-метрового класса, а также 1992–2007 годы — во времена царствования 90-футовых исполинов IACC (International America’s Cup Class). Нам удалось побывать на одном из матчей на борту лодки IACC и это было незабываемо.

К сожалению, с переходом Кубка на катамараны красота чисто матч-рейсинговых моментов в нем пошла на убыль.

Из-за слишком большой скорости катамаранов и разницы между динамикой катамаранов разных команд, ситуаций, когда лодки сходились бы близко, стало очень мало. Но теперь, когда Новая Зеландия возвращает в Кубок монокорпусные суда, есть надежда, что мы снова увидим захватывающие поединки на Кубке «Америки».

Важным событием в мировых матчевых гонках также является серия WMRT — World Match Racing Tour. Она состоит из нескольких этапов, которые проводятся в разных городах по всему миру. Один из ее этапов имеет статус чемпионата мира. В 2021 году квалификационный этап WMRT принял Санкт-Петербург.

В 2012 году матчевые гонки впервые (и пока единственный раз) вошли в программу Олимпиады. Команда россиянки Екатерины Скудиной тогда в напряженной борьбе заняла четвертое место, остановившись в шаге от пьедестала.

Буквально на днях (с 13 по 18 августа 2021 года) проходил чемпионат мира по матчевым гонкам среди женщин в Екатеринбурге. Кроме этого, сегодня в России матч-рейсы постоянно проводит парусное сообщество Yachting_Rus, основанное Петром Лежниным, и Клуб матчевых гонок «Парусной Академии». Последний является организатором серии матчевых гонок Match Racing Club Tour, один из этапов которой получил статус чемпионата России.

Корпоративные регаты

Один из форматов выездного тимбилдинга для компаний. Закрытое мероприятие, организацией которого занимаются специально обученные люди. Выбирают место проведения, берут лодки в чартер, нанимают опытных шкиперов, продумывают вечернюю программу. Чаще всего участники настроены больше на отдых и общение, чем на спорт, и разделяют принцип: «Главное не победа, а участие». Потребление алкоголя на корпоративных регатах, как правило, выше, чем на любых других.

Регаты отличаются по длительности, поэтому нужно понимать, сколько вы готовы потратить времени на любимое увлечение. Обычно это выходные или 1 неделя. Это оптимальный срок, за который участники успеют сработаться в команде, чему-то научиться, получат удовольствие от соревнований, но не успеют устать слишком сильно.

Самые долгие по времени и длинные по дистанции, конечно же, кругосветные гонки. Ореол славы вокруг людей, которые обошли Земной шар в режиме парусной гонки сравним только со славой покорителей Эвереста. Выбор за вами!

Метки: Giraglia Rolex Cup, Gocek Race, Marmaris race, Rhodos Cup, Rolex Middle Sea Race, активный отдых, кругосветная гонка, монофлот, море, отдых на яхте, парусные гонки, парусный спорт, регата, тимбилдинг, яхты

Золотая коллекция

Ниже представлена подборка видео с несколькими лучшими моментами матчевых гонок.

  • Финальный матч Кубка «Америки» 2007 года. Швейцарская команда Alinghi против Team New Zealand. На протяжении всей гонки лодки идут с минимальным отрывом и финишируют с разницей в одну секунду.
  • Классический матч Джимми Спитхилла (Jimmy Spithill) в отборочной серии Кубка «Америки» 2007 года. В этой гонке он за рулем Luna Rossa на пре-старте умудрился навесить сразу два штрафа Крису Диксону (Chris Dixon) из BMW Oracle. Таким образом гонка была, по большому счету, выиграна еще до старта. После этого Крис Диксон уволился из Oracle, а через некоторое время туда пригласили Спитхилла. За свою агрессивную борьбу на пре-стартах Джимми заработал кличку «Питбуль» среди итальянских фанатов.
  • А вот совершенно противоположная ситуация, сложившаяся в ходе World Match Racing Tour: Тэйлор Кэнфилд (Taylor Canfield) получает от Криса Стила (Chris Steele) два пенальти и тем не менее умудряется выиграть гонку:
  • Пример контактной борьбы между лодками Фила Робертсона (Phil Robertson) и Дэвида Гилмора (David Gilmour) во время квалификационного этапа World Match Racing Tour:
  • Один из редких матч-рейсинговых моментов на катамаранах во время розыгрыша последнего Кубка «Америки». В восьмой гонке «король пре-стартов» Джимми Спитхилл попадается на крючок новой звезды Кубка, новозеландца Питера Бёрлинга (Peter Burling) (смотреть с 1:03 минуты).

Ссылка на основную публикацию
Похожее