Россия, Москва, Столовый переулок
Телефон:
+7 (999) 915-99- Показать номер
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Создаём уникальный шедевр – секреты и тонкости жостовской росписи

  1. Жостовская роспись – история ремесла
  2. Особенности волшебных картин
  3. Жостовская роспись поэтапно
  4. Жостовская роспись: мастер-класс

Натюрморты – очень востребованный художественный жанр. Великолепные цветы, спелые плоды, вкусная пища – от этих картин буквально веет счастьем, безмятежным удовольствием и жаждой жизни! Однако есть произведения, где привычная тематика предстаёт в новом ракурсе. О них, а также о том, как самостоятельно изготовить подобную вещицу, и поведает Вам наша статья.

Жостовская роспись – история ремесла

Это направление искусства зародилось в подмосковных деревнях довольно давно. Ещё в 1780 г. крепостные графа Шереметьева Филипп, Тарас и Егор Вишняковы основали «лакирную мастерскую», где штамповали из папье-маше (пластичной бумажной массы) шкатулки, портсигары, табакерки и конфетницы, украшая их репродукциями известных полотен. Несмотря на некоторую вторичность, изделия пользовались спросом: вскоре купцы открыли лавку на Цветном бульваре (старинной торговой улице в столице России).

image

В 1825 г. сын Филиппа Осип увидел на ярмарке кузнецов из Урала, продающих жестяные подносы, и решил посвятить себя именно этому промыслу: металлические произведения были гораздо долговечнее и удобнее в быту. Мужчина изобрёл и оригинальный декор столовых принадлежностей: иллюстрации масляными красками, дополненные эмалью, перламутром, сусальным золотом, серебряным и медным порошком. Предприятие ждал бурный успех – чтобы справиться с заказами, к артели в Жостово (сейчас – Мытищинский р-н Московской обл.) присоединились сёла Хлебниково, Осташково и Троицкое.

Художники, трудившиеся на жостовской фабрике, черпали идеи отовсюду. Они творчески перерабатывали древнерусские чеканки и финифть, украинские вышивки гладью, этнические узоры на сундуках, прялках, берестяных туесах. Значительное влияние оказали также орнаменты на шалях из Павловского Посада, тагильская и федоскинская миниатюра. В ХХ ст. производство и ассортимент продукции расширились, на помощь местным умельцам пришли знаменитые графики, учёные-культурологи, искусствоведы.

В наши дни жостовские подносы – это чрезвычайно популярный интерьерный аксессуар. Мастера ищут в исконных рисунках неожиданные грани, смело экспериментируют с технологией. Так, существуют панно, в точности имитирующие замысловатые узоры, вот только сырьём для них служат драгоценные камни – тот же природный янтарь. Шедевры из самоцветной крошки и цельных кабошонов мерцают и переливаются, восхищая своей рельефностью, богатством тонов и высоким качеством.

LiveInternetLiveInternet

Жостовская роспись. Подробные уроки. От простого к сложному.

Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что она каждый раз рождается заново:

у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе — «думает кистью».

Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер, если надо, может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон, в развитии и согласованности всех её частей. От этого, вероятно, тоже зависит удивительная живость, подвижность жостовских букетов. Писать быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки и росчерки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Нужен и верный глаз, чтобы не ошибиться в цвете и размере его пятна: масляную краску сразу не сотрёшь и не перекроешь каким-либо другим цветом. Надо знать, какие краски и как можно смешивать, чтобы получить нужный цвет, как быстро они сохнут, какие из них ложатся прозрачным, а какие плотным слоем.

Совершенство форм, простых и сложных, изящество линий, ясных или изощрённых, игра цвета и тени, прячущейся в изгибах лепестков, разнообразие красок, то ярких, зовущих, то приглушённых и тающих, — эти свойства цветов дарят нам наслаждение и радость, чаруют нас красотой и неожиданностью,

Листья вообще «беспородны» — просто листья: длинные или короткие, узкие или широкие. Часто один лист написан тремя цветами: зелёным, жёлтым, голубым. Цвет с красного цветка может переходить на белый или розовый, на голубом листе появляется красная тень. Мастер, расписывающий поднос, в полном смысле слова творец: из впечатлений, красок и мастерства он создаёт особый и неповторимый мир красоты и дарит его людям.

Начало.

Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.

Чтобы роспись ровно легла на поднос, а краски не потеряли свою яркость и прозрачность, поверхность предмета должна быть идеально гладкой и чистой. Для этого её грунтуют, шпатлюют, то есть накладывают специальную смесь (грунт, шпатлёвку) из глины, «голландской сажи и масла, просушивают в печах, шлифуют, покрывают поочерёдно чёрным и бесцветным лаком, прочищают пемзой, опять покрывают лаком и только потом расписывают. Сушат подносы почти после каждой операции, при этом температура и время обжига меняются. Покрывают их лаком и после росписи, а затем по этому слегка подсохшему, липкому слою рисуют уборки, чаще всего золотистой бронзовой краской.

Урок №1.

Приемы Жостовской росписи. Автор: Н.И. Бедник

Жостовскую живопись называют лессировочным письмом, потому что она делается в несколько приемов, многослойна, и эти слои наносятся прозрачными (лессировочными) красками так, что нижние просвечивают под верхними, придавая им особую яркость, как бы свечение, глубину.

Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов. Вначале художник наносит замалёвок (замалевку, подмалёвок). Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщённо — пятном — он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.

1. Замалевок

Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма. Оно блёкло, так как каждый мотив сделан одним цветным тоном, без игры оттенков и света. Замалевываются обычно сразу несколько подносов, которые потом сушат в специальных шкафах, чтобы краски стали тоньше, «вжухли», впитавшись в фон.

2. Тенежка

Второй этап росписи — тенежка (выправка) — особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Тенежкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения. На светлых местах цвет изменяют на более яркий, иногда он нарастает каскадом: бледный и прозрачный, затем более густой и сильный, затем ещё плотнее и ярче. На наших глазах из плоского цветового пятна возникает не только объём, но и игра цвета, белесые тона оживляются зелёными, синими, жёлтыми, красный приобретает нестерпимо жгучее звучание, краски начинают как бы светиться своеобразным металлическим блеском. Роспись проявляется, загорается, оживает, срастается с фоном, но она ещё далеко не закончена: цветовые контрасты порой ещё резки, формы лепестков не всегда определенны, холодные и тёплые тона слишком очевидно спорят друг с другом.

3. Прокладка

Художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более плотными из-за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой (перемалевкой). Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой. Но и здесь не оставляет мастер своей кисти, он лишь слегка меняет палитру. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой — подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.

4. Бликовка

Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна. Она лёгкая, «в полкисти», «влажная», когда отдельные мазки ложатся, не соединяясь друг с другом, или плотная, обильная, рельефно выступающая над основным тоном. Блики подчеркивают форму растений, либо рассыпаются на них дробью узорных движков. Мазок то растушеван, как бы размыт, то энергичен, свободен и «открывает» движение кисти, постепенно от яркого удара сходя на нет, утончаясь в цвете и сохраняя след волосков. О бликовке рассказывать можно очень много: здесь и прием, который мастера называют «эффектом павлиньего пера». Белильную бликовку ценят очень высоко, неудавшуюся ругают за «рыхлость», небрежность, потому что в местной росписи она — сама жизнь: «Пожелтели блики на цветах — увяла живопись». Завершающие этапы росписи — привязка и чертежка — очень похожи и часто делаются вместе. Иногда в чертежке выделяют «посадку семенцов».

5. Чертежка

После привязки приступают к чертежке и длинной кистью очень легкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве, «садят» семена в чашечках цветов.

6. Привязка

Исполненная маховыми ударами кисти, родившаяся из сочных и влажных мазков, ярких цветовых пятен, жостовская роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Для этого существует особая привязочная кисть.

Привязкой можно слишком увлечься, как говорят мастера, «загустить композицию», «замусорить травкой».

Так, по словам старых художников ,

пять-шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.

Все они меняются под руками разных мастеров, не всегда точно соблюдается их очередность, некоторые совмещаются, другие пропускаются — всё зависит от фантазии, вдохновения мастера, который во время письма принимает решения молниеносно: краски сохнут быстро, поднос вращается в руках, букет растет на глазах, и ни один мазок нельзя поправить! «Коль бежишь бегом, не жалей пяток» — только так можно написать цветы в их полной красоте, только так рождается неувядающее жостовское искусство.

—————————————————————

источник…

—————————————————————

Урок № 2. Источник: Аrt. Ioso

Выполняется роспись в 4 этапа:

1. Начинается с «замалёвки», разбеленными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов.

2. Следующими этапами, «тенежкой» и «прокладкой», строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками «прокладываются» светлые места росписи.

3. После этого следует «бликовка», то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы.

4. Завершается роспись изящной графикой «чертёжки» и «привязки». Упругие линии «чертёжки» легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. Мелкие веточки, не случайно называемые «привязкой», смягчают переход к фону. Эти сложившиеся в промысле традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему, творчески обыгрывая декоративные возможности кистевого письма (например «бликовка» может мягко «сплавляться» с «прокладкой», а может чётко выделяться на ней).

————————————————————-

источник…

————————————————————-

Особенности волшебных картин

В подобных произведениях сочетаются выверенные десятилетиями художественные приёмы и новаторские концепции. Живость их форм и палитры не противоречит декоративной обобщённости, а реалистичность изображения гармонично переплетается с фантазийным сюжетом. Чтобы достичь такого совершенства, мастера тренируются годами: узнают хитрости ремесла, копируют работы предшественников и развивают индивидуальный почерк.

Главный мотив, которым прославилась жостовская роспись – картинки полевых и садовых цветов, фруктов и овощей. Есть два типа рисунка: букет, когда растения собраны в центре, и венок – вьющиеся по краям узоры. В последнем случае середина может оставаться пустой или же заполняться другими объектами – птицами, животными, фигурками людей, зданиями храмов либо архитектурных памятников. Яркие оттенки выглядят ещё эффектнее на тёмном фоне – раньше он почти всегда был чёрным, но сейчас встречаются багряные, изумрудные, индиговые варианты. А порой вместо грунтовки изделие задымляют над свечой – такую подложку называют «копчёной» или «под черепаху».

Жостовская роспись на картине из янтаря Для идеального шедевра важно правильно подобрать инструменты и материалы. Пигменты очень мелкого помола разбавляют прогретым до 300̊С льняным маслом, чтобы краска хорошо набиралась и ложилась ровно, без проплешин и комочков. Рисуют кистями из меха белки либо колонка (хищный зверь из семейства куньих) – они дают длинный, «упругий» мазок. Жесть основания должна быть не тоньше 3,2 мм и иметь гладкую, отшлифованную поверхность, а вот конфигурация допустима разная – от круга или овала до сложных многоугольников.

Происхождение жостовской росписи от народного промысла делает этот вид искусства и эстетичным, и утилитарным, то есть подносами не только любуются, но и применяют их по прямому назначению – для чаепития или сервировки еды. Такая универсальность возможна благодаря специальному покрытию, которое наносят поверх готовой картины. Состав этого лака – секрет фирмы; известно лишь, что туда входит копал, родственная янтарю доисторическая смола, добываемая в Бразилии, Колумбии, Конго и Занзибаре.

Жостовские узоры​ на картине из янтаря

Как подносы готовят к росписи?

После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.

Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2–3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.

История промысла

Промысел возник в средине XVIII века на Урале, где было сконцентрировано наибольшее количество металлургических заводов. В XIX веке подносы стали активно изготавливать в деревнях Московской губернии – Жостове и Новосельцеве. В скором времени местный промысел приобрел просто колоссальную популярность.

Начиная с 1920 года, в разных городках начали формироваться довольно мощные трудовые артели. Однако, спустя десять лет народные промыслы пытались вытеснить советские идеи, предполагающие утверждение реализма.

Только в 1960 гг. художественная роспись вновь обрела внушительный авторитет. Ведущие мастера создавали не просто яркие и самобытные композиции, но и подкупали особым колоритом и неподдельной эксклюзивностью.

Ссылка на основную публикацию
Похожее