Россия, Москва, Столовый переулок
Телефон:
+7 (999) 915-99- Показать номер
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Рисование натюрморта с дошкольниками методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Рисование натюрморта с дошкольниками методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)

Этапы работы в рисовании натюрморта с детьми дошкольного возраста.

Натюрморт – первый жанр живописи, с которым нужно знакомить дошкольников. Он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими.

На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6, и в 7, и более лет.

На втором уровне ребенок начинает осознавать элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.

На третьем уровне ребенок способен уловить внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7 лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника.

Существуют правила составления натюрморта

1. Замысел.

2.Компоновка предметов в пространстве предметной плоскости .

Важен момент составления натюрморта самими обучающимися.

3.Один из предметов должен стать композиционным центром постановки и выделяться по размерам и тону.

4. Для завершения композиции, а также связи всех предметов в единое целое добавляют драпировки, подчеркивая разницу между твердыми предметами и мягкой струящейся фактурой ткани. Ткань не должна отвлекать внимания от других, особенно главных предметов.

5.Важную роль играет освещение — искусственное или естественное. Свет может быть боковым, направленным или рассеянным (из окна или с общим освещением). При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у предметов появляется контрастная светотень.

рекомендации для составления натюрморта :

— состоит из трех предметов (одного большого — центра композиции и двух-трёх меньшего размера) и драпировок;

— предметы разные по цвету, но не интенсивных цветов;

— маленькие предметы могут быть активными по цвету (по ним ведут сравнение цветовых характеристик);

— предметы и драпировки должны иметь выраженную тональную разницу;

— размещение постановки при прямом дневном освещении (легко читаются большие цветовые отношения, имеют декоративную привлекательность).

Итак, сегодня мы будем с вами учиться рисовать натюрморт. Нам нужно постараться к концу занятия завершить нашу работу. Нам понадобятся альбомы, простые карандаши, краски и акварельные карандаши.

1. Расположим лист вертикально и проведём линии, так, как я покажу. Эти линии будут очень важны для нас. Они делят лист на части: верх-низ, лево-право. Верх – это наш будущий задний план, низ – поверхность, на которой мы расположим предметы. Давайте посмотрим, где на листе мы расположим наши предметы, где мы их нарисуем. Покажите ладошкой это место.

2. Теперь мы с вами зафиксируем то место, где будем рисовать, чтобы нам его не потерять. Легко проведём линии. Но это только контур, а нам надо нарисовать предметы.

3. Рисуем горшочек. Покажем, что он объемный.

4. Нарисуем грушу на переднем плане.

5. Следующий шаг. Аккуратно сотрем все лишние линии. Акварель не любит ластик. Основа натюрморта готова.

6. Этапы 6 — 12 – работа в цвете. Затонируем фон.

7. Наносим тон на горшок. Покажем самые светлые места – блики света.

8. Аналогично наносим тон на грушу. Делаем акцент на блики.

9. Прорисовываем тени и полутени на горшочке.

10. А теперь рисуем тени и полутени на груше.

11. Делаем прорисовку фона.

12. Прорисовываем, уточняем детали.

Этапы работы над натюрмортом

1.Сначала надо рассмотреть натюрморт с различных точек зрения и выбрать наиболее удачную, обратив внимание на эффекты освещения, то есть с какой точки зрения более интересно выглядят формы предметов. Обычно более интересно и выразительно они выглядят при боковом освещении. Садиться против света не рекомендуется.

2.Следует продумать, какой выбрать формат бумаги и как лучше скомпоновать натюрморт на листе — вертикально или горизонтально.

3.Начинать рисунок всегда нужно с композиционного размещения изображения. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Для этого мысленно объединяем всю группу предметов в одно целое и продумываем ее размещение в соответствии с форматом листа бумаги.

4.Педагог объяснить ученикам, что сверху надо оставлять больше места, чем снизу — тогда у зрителя создастся впечатление, что предметы крепко стоят на плоскости. Вместе с тем надо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, чтобы не оставалось много пустого места.

5.Композиционная задача не всегда решается просто. Иногда детям приходится затрачивать много сил и времени, чтобы добиться успеха. А если постановка очень сложная, то без помощи педагога не обойтись. Объясняется это тем, что кроме размещения изображения на листе бумаги, необходимо еще найти композиционный центр на картинной плоскости.

6.На доске педагог должен продемонстрировать последовательность линейного построения рисунка натюрморта, уделяя особое внимание определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги.

7.Педагогу следует также показать правильную и неправильную компоновку рисунка на листе. Затем следует стереть рисунки с классной доски, и дети приступают к работе.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, намечаем общий характер формы предметов, их пропорции, а также расположение в пространстве.

Тем детям, у которых не получается определение в рисунке общей композиции группы предметов натюрморта, можно разрешить рисовать каждый предмет отдельно, начиная, однако, с приблизительной оценки размеров каждого из них. Далее нужно уточнить величину каждого предмета в отдельности.

Таким образом, на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей.

Особое внимание надо обратить на перспективное изображение оснований предметов. Нельзя допускать, чтобы в рисунке следок одного предмета «наступал» на следок другого, иначе говоря, ученик должен четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой — на втором.

Затем более детально прорисовываем все предметы натюрморта, убрав линии построения.

Приступая к выявлению объема предметов, прежде всего надо определить самое светлое и самое темное место в натюрморте.

При детальной прорисовке формы надо внимательно наблюдать за всеми переходами светотени.«Работать над деталью долго не следует, так как пропадает острота восприятия, лучше перейти к другой, рядом находящейся части. Когда вернешься к проделанной вначале работе, легко увидеть недоделки.

Заканчивая рисунок, ученики под руководством педагога внимательно анализируют натюрморт. Для этого нужно посмотреть на рисунок издали прищуренными глазами и сравнить с натурой.

Способы и приемы наложения красочного слоя различны. Писать можно толстым или тонким слоем, мазками или растушевывать краску кистью, делать смеси с другими красками, белилами или класть в чистом виде, жидко разводить краски и накладывать прозрачными слоями, чтобы просвечивали нижние слои, и тем самым создавался новый цветовой тон. В масляной живописи широко применяются кисти из щетины. Также хорошим качеством обладают кисти из волоса белого медведя. Они достаточно мягки, эластичны, упруги. У хорошей кисти волосяной пучок должен быть к концу компактно собран, а не торчать в стороны. После работы кисти обязательно промывают разбавителем, а затем теплой водой с мылом. Чистую кисть при высыхании заворачивают в мягкую бумагу, чтобы при высыхании она сохранила

Средства выразительности, используемые учащимися довольно многообразны: цвет, форма, композиция, живописные техники. В наше время существует множество техник работы живописными материалами, они различны по трудоемкости и исполнению в зависимости от целей и задач, поставленных учителем перед учащимися. Различные живописные техники позволяют работать в разном стилистическом течении, наполняя и усложняя художественный образ изображаемых предметов.

НАТЮРМОРТ «Базовые законы композиции»

Термин «композиция» происходит от латинского глагола «сочинять» и в изобразительном искусстве означает примерно то же, что и в музыке — составление отдельных элементов в единое целое, подбор ритмов и динамики, выделение главного и второстепенного, таким образом, чтобы на выходе получилось цельное, гармоничное и выразительное изображение.

Первое, о чём следует здесь поговорить — это компоновка предметов в формате листа таким образом, чтобы избежать откровенных композиционных ошибок, которые «царапают глаз» и мешают восприятию работы. Обидно ведь, если вы уже поработали цветом, проработали детали, а из-за некорректной композиции ваша картина «разваливается». Итак:

1. Компоновка изобразительной плоскости

1.1 Первое требование хорошей компоновки — это корректное соотношение между предметами и пустым пространством листа. Изображение на листе не должно быть слишком крупным или слишком мелким. В первом случае, предметам будет «тесно», что будет вызывать ощущение зажатости, неудобочитаемости изображения. Во втором случае, предметы будут «плавать» в формате листа, что снизит выразительность изображения:

1.2 Изображение не должно находиться слишком низко или слишком высоко в формате листа. Зрительно мы ощущаем «тяжесть изображения», для нашего сознания изображенные предметы имеют ту или иную массу. Поэтому свободное пространство между низом изображения и нижним краем листа (нижнее поле) должно быть шире, чем верхнее. Это пустое пространство снизу играет роль «постамента», на котором держится тяжесть изображенных масс. Если этот «постамент» будет слишком низким (т.е. свободного пространства до края листа будет слишком мало), предметы начнут «проваливаться» за край листа.

В то же время, изображение не должно быть завышенным, т.е. между верхним краем предметов и верхним краем листа также должно быть достаточно места.

1.3 Изображение должно быть уравновешенным. То есть, его левая и правая половины должны быть равны по массе. На этом рисунке изображено яблоко (малая масса) и кувшин (большая масса). Если мы располагаем яблоко примерно по центру, а кувшин справа, то равновесие масс также сдвигается вправо. Если кувшин находится ближе к центру, а яблоко чуть левее, то общее равновесие приходится как раз на центр композиции, т.е. мы видим, что такая композиция корректна.

2. Типичные ошибки компоновки

2.1 Главный предмет композиции не должен совпадать с геометрическим центром листа или его центральной осью.

2.2 Нежелательно, чтобы предметы или края изображенной плоскости (напр., стола) упирались в край листа. Во-первых это создает чувство тесноты и напряженности в листе, во вторых, рушит иллюзию объема. Соответственно, изображенный предмет должен либо недоходить до края листа, либо чуть выходить за него.

2.3 Такое же неприятное ощущение создается, если линии рисунка уходят прямо в углы листа.

2.4 Контуры предметов (расположенных рядом или на разных планах рисунка) не должны соприкасаться вплотную. Это также уничтожает иллюзию пространства в листе, делая изображение более плоским. Соответственно, предметы должны или отстоять друг от друга на некотором расстоянии, или слегка перекрывать друг друга.

ВАЖНО: Чтобы успешно закомпоновать предметы в листе, нужно (как и всегда) идти от общего к частному. Сначала следует увидеть и наметить в листе общую массу, которую создают собой все предметы, а уже потом разбивать эту общую форму на части, наметив контуры отдельных предметов (легкими линиями, без прорисовки деталей). А уже затем, когда вы решите, что найденная композиция равновесна и пропорции переданы верно, можно переходить к дальнейшей прорисовке (см. иллюстрацию ниже):

Видоискатель

Чтобы облегчить себе поиск композиционного решения (это применимо и для домашних постановок, но в особенности это бывает важно на пленэре, т.е. когда вашей натурой служит большое пространство с множеством объектов), можно пользоваться таким достижением человечества, как видоискатель. По сути своей, это может быть вырезанное из бумаги окошко с соотношением сторон примерно 2:3. Можно натянуть в этом окошке нитку, чтобы имитировать разделительные линии, как в фотоаппарате. Как вариант, видоискатель может представлять собой две угловые рамки, двигая которые друг относительно друга, можно менять формат изобразительной плоскости.

«Никогда не берись за карандаш или за кисть, пока ты как следует не обдумал, что тебе предстоит сделать и как это должно быть выполнено, ибо, поистине, проще исправлять ошибки в уме, чем соскабливать их с картины»[1].

Видоискатель – это кусок картона или бумаги, в котором вырезано небольшое прямоугольное отверстие. Ученик, глядя через видоискатель, видит как бы рамку своей будущей картины. Размеры рамки устанавливаются в зависимости от размеров основного листа бумаги.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее удачный вариант, ученик начинает работать на листе бумаги.

Итак, рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. На второй стадии работы ученик должен научиться видеть основную форму предмета.

Распространенные сюжеты

Выбор сюжетов для написания в период становления жанра выпадает на «тихую жизнь вещей». Фламандские художники рисуют рыб, которые только что выловлены из водоемов, обезьян, растения в вазе, книги, фрукты, посуду. В произведении Яна Давидса де Хема «Цветы в вазе» сломанные растения символизирует греховность жизни, полевые цветы символизируют чистоту и непорочность.

Голландские мастера не включают в свои композиции людей. Обычно это стол, где изображается кувшин, предметы быта, чашка, как на полотне Виллема Клас Хеда «Натюрморт с трубками жаровни».

Цветы в вазе Ян Давидс де Хем

У итальянских мастеров преобладают музыкальные инструменты, их изображают в разных ракурсах: картина Эваристо Баскениса «Натюрморт с музыкальными инструментами».

Вплоть до XVIII века преобладают цветочные композиции. Они символизируют бренность существования на земле и быстротечность земных радостей. Нередко полотна дополнялись фруктами, графинами.

image Натюрморт с трубками жаровни Виллем Клас Хед

В работах Винсента Ван Гога летние букеты представлены в разных вариациях, но преимущественно это подсолнухи.

В современном искусстве нет никаких ограничений. На полотнах мастеров можно увидеть кофе, фрукты, книги, даже пустые пивные банки.

Прозрачность и мистика акварельных рисунков

До 19 века акварель не пользовалась популярностью у творцов. На первый взгляд кажется, что процесс рисования сложный, на самом деле техника рисования достаточно простая.

Что понадобится начинающему художнику:

  • Лист белой плотной бумаги.
  • Кисти разной толщины.
  • Баночка с водой.
  • Карандаш и ластик.
  • Палитра.

Пошаговая инструкция для детей:

  1. Сделать карандашный набросок еле заметными линиями. Сейчас нужно определить, с какой стороны падает свет.
  2. Можно для удобства набросать на листочке солнце, а потом его удалить ластиком.
  3. Выбрать первый объект для закрашивания, предварительно смочив его водой. Например, это будет помидор. Набрать на кисть светло-красную краску, нанести на овощ.
  4. Затем в некоторых местах оставить светлые блики, а в других – затемнить и насытить, как показано на фото. Чтобы получить нужные оттенки, смешивают краски на палитре.
  5. Пусть томат подсыхает, можно приступать к окрашиванию свеклы. Начинают со светлого бордо, сгущая тона в определенных местах.
  6. На заметку: каждая ямочка на предмете темного оттенка, большее углубление – более темный цвет.
  7. Вернуться к «подсохшему томату» и доработать особенности текстуры, формы, цвета с помощью теней.
  8. Самые темные места – под овощами, рядом чуть светлее и т.д.
  9. Вернуться к свекле, проделав ту же процедуру. Аналогично прорисовать все предметы натюрморта.

Говоря о бликах, важно понимать насколько блестящая поверхность «натуры». Чем ярче цвет и глаже овощ, тем четче и ярче отражается солнечный свет. Размер блика напрямую зависит от размера овощей.

Основной принцип в работе с акварелью – мокрый рисунок. Важно также не работать с чистыми цветами, а экспериментировать с красками для получения нужного оттенка.

Натюрморты — шедевры мирового искусства

Гениальных художников в мире огромное количество, их творчество отличается неповторимостью и многогранностью. На протяжении всего становления стиля каждый выбрал свой индивидуальный подход и жанр.

Подсолнухи Винсент Ван Гог

Художник создал 2 цикла картин. Первая посвящена лежащим растениям, вторая изображает цветы в вазе.

Гардина, кувшин и ваза для фруктов 1889 Поль Сезанн

Это одна из самых известных и дорогих работ живописца. На полотне нужно отметить двойную перспективу, которая буквально захватывает своими несбалансированными частями.

Скат 1728 Жан Батист Симеон Шарден

Полотно хранится в Лувре. Несмотря на простоту сюжета, оно поражает сглаженной естественностью и облагороженным реализмом. В композицию введен несвойственный элемент жанру – живая кошка.

Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой 1633 Франсиско де Сурбаран

Мастер специализировался на религиозных картинах. Этот единственный натюрморт, который датирован самим мастером.

Корзина яблок 1895 Поль Сезанн

В картине четко просматриваются 2 перспективы. Несбалансированные детали, наклоненные предметы – попытка мастера изменить традиционное понимание и технику исполнения.

Натюрморт 1956 Джорджо Моранди

Картина написана маслом и находится в частной коллекции. Полотна итальянского автора самые узнаваемые во всем мире. Кредо творца – «красота в простых вещах».

Корзина фруктов 1599 Караваджо

Полотно настолько натуралистичное, что зритель становится настоящим соучастником изображения. Творец умело смог передать неизменность бытия, после пышного цветения всегда наступает тление и смерть.

Ванитас со скрипкой и стеклянным шаром 1628 Питер Клас

Картина выполнена в безупречном стиле, навивает экзистенциальную грусть. Мастер умело передал непостоянство мирского бытия. В то же время, в стеклянном шаре есть отображение художника, то есть полотно фактически является автопортретом.

Натюрморт № 30 1962 Том Вессельман

Эта работа американского творца в стиле поп-арт самая узнаваемая. На полотне представлены не фрукты, а самые обычные вещи, которые окружают современного человека.

Тема натюрмортов — еда

Чай с лимоном — Евгения Корнеева

Роллы

Хурма и сливы

Фламандский натюрморт с рыбой и кошкой

Хлеб, колбаса и огурец

Франциско Гойя, Три стейка лосося, Франция, 1808-1812

Филиппова Ксения — Солнечный завтрак

Суши акварелью

Пироженые

Пирог с черникой

Пироженые с клубникой и кремом

Луис Эгидио Мелендес — натюрморт с колбасой и ветчиной

Маленькие роллы

Печенье Юбилейное Елена Швед

Красный мак — Евгения Корнеева

Колбаса и батон

Елена Гагарина — Борщ

Картина Роллы маслом

Елена Шумакова — Натюрморт с яичницей

Евгения Корнеева

Евгения Корнеева — Вечер со сказкой

Виктория Кравченко — Чаепитие

Блины

Olga Grigorieva-Klimova — Коробка с пиццей

Пицца маслом крупными мазками

Полина Девтерова — Чашка чая

Роллы

Доброе утро

Яйца и кувшин

Ссылка на основную публикацию
Похожее