Россия, Москва, Столовый переулок
Телефон:
+7 (999) 915-99- Показать номер
Круглосуточно
whatsapp telegram vk email

Невидимый «Раптор»: чем уникален самый скоростной катер ВМФ РФ

Советская подлодка K-222

image

За дороговизну проекта K-222 получила второе название «Золотая рыбка». Самая быстрая субмарина под водой достигает свыше 82 км/ч, что не имеет аналогов в мире. Кузов, длиною свыше 106 см, выполнен из титана.

image

Подлодка второго поколения оборудована двумя атомными реакторами и способна нести до 10 ракет «Аметист». Вмещая на борту 80 человек, крейсер может продержаться в автономном режиме около 70 суток.

Все яхты делят на глиссирующие и водоизмещающие.

Водоизмещение – это способность судна держаться на поверхности за счет выталкивания воды.

Глиссирование – это способ передвижения судна, при котором оно скользит по воде. Достигается за счет мощного двигателя, а также плоского днища плавсредства.

Зачастую судна, которые сдаются в аренду являются водоизмещающими. При движении они создают свою волну, которую начинает преодолевать после того, как скорость достигла критической величины. Максимально возможная скорость таких яхт прямо зависит от длины корпуса по ватерлинии.(Ватерлиния – это линия по которой происходит соприкосновения судна с водой).

Скорость моторных яхт

Среди видов яхт, различающих по типу привода, самыми быстрыми считаются моторные яхты. Они оснащены мощными двигателями, которые набирают скорость от 18 до 110 км/ч. ( от 10 до 60 узлов). Предельно возможная скорость моторной яхты зависит от размеров, назначения яхты, способа её эксплуатации и многих других факторов.

Моторные яхты, которые чаще всего арендуют для чартерных непродолжительных прогулок по морю, развивают скорость в среднем от 20 до 25 узлов.(37-46 км/ч). Этой скорости вполне хватает для прекрасного времяпровождения и отдыха.

Не стоит забывать, что погодные условия влияют на скорость. При сильной силе ветра и высокой волне, моторное судно не сможет показать такую же скорость, как в спокойный, безветренный день.

Судна (длиной от 10 до 15 метров) спортивного класса могут развивать скорость до 40 узлов (до 75 км/ч) и выше.

«Мегаяхты», длина которых от 28 до 36 метров, способны развить скорость от 40-48 узлов ( 74-90 км/ч).

  • Самая скоростная моторная яхта в мире носит название «World is not Enough» ( в переводе «Целого мира мало»). Её длина равна 42 метра. Максимальная скорость практически 130 км/ч (70 узлов).

Скорость парусных яхт

Скорость парусных яхт зависит от предназначения яхты, остойчивости, от постановки парусов, профессиональности экипажа при работе с парусами.

Парусные круизные яхты развивают небольшую скорость от 9-18 км/ч (5-10 узлов). Их основным предназначением является максимальный комфорт, поэтому скорость у таких плавсредств – не приоритетный показатель.

Между высотой установки парусов и скоростью яхты прямая зависимость. Чем выше – тем больше скорость.

Абсолютно все яхты, переходя в режим глиссирования увеличивают скорость. Чем меньше вес судна, тем она быстрее начинает глиссировать. На скорость также влияет устойчивость судна.

Двухкорпусные яхты (круизные катамараны), при условии попутного ветра, развивают скорость больше, чем у однокорпусной яхты на 80-100%. Также, по сравнению с однокорпусной парусной яхтой, у катамарана, паруса имеют бОльшую площадь, что тоже сказывается в положительную сторону на скорости. На борту катамарана, даже при максимальном его разгоне, практически не ощущается качка, а возможность переворота судна стремится к нулю.

Hustler Monster 50

image

Американская компания установила на катере бензиновый двигатель, мощностью 1835 л.с. Крейсерская скорость составляет 60 миль в час или 51 узел. Одна из лучших в своем классе, высокоскоростная лодка выполнена из карбона общей длиною 15 м.

image

На палубе, в аэродинамическом стиле размещаются пять пассажиров и капитан. На приборной панели расположено 20 циферблатов, 6 ручек управления и множество автоматизированных датчиков. В носовой части расположена каюта, туалет и комната отдыха с диванами. Каждому клиенту производитель предлагает укомплектовать лодку исходя из пожеланий заказчика. Стоимость водного болида стартует от полумиллиона долларов.

Несколько удачных моделей

Традиционно, давайте сравним характеристики нескольких особо популярных моделей от разных производителей:

  • Badger, модель SL 340 AL. Длина – 3,4 м; ширина -1,57м; вес -52 кг; двигатель до 15 л.с. Бюджетный вариант скоростной серии. Все вышеперечисленные опции компании присутствуют. Идеальный вариант для активного отдыха на любой воде. Цена 49999 рублей.
  • Yamaran, модель B 390 R. Длина – 3,9 м; ширина – 1,8 м; плотность ПВХ -1350 гр/м 2; вес -142 кг; мотор 30 л. с.

    Это именно категория RIB описанная в середине обзора. Жесткое, пластиковое или алюминиевое дно, делает эту лодку болидом. На любой воде, любые трюки и кульбиты доступны этому судну. Но игрушка для богатых. Стоит она 197900 рублей.

  • Bark, модель BT 360S. Длина – 3,6 м; ширина – 1,6 м; плотность ПВХ -1100 гр/м2; вес -40 кг; мощность двигателя 25 л. с. Фишка марки – приподнятый нос, удачные пропорции надувного киля и вот уже лодка смело выходит на большую воду. Отечественный производитель вдвойне приятно. Цена 32000 рублей.

HMCS Bras D’Or 400

Военный корабль на подводных крыльях сделан из алюминиевых сплавов для снижения веса корпуса. Скорость канадского судна в 1969 году во время испытаний составила 117 км/ч или 63 узла, что сделало модель самым быстроходным в то время. Самый быстрый корабль в мире оснастили двумя газотурбинными двигателями Pratt & Whitney, общей мощностью 30000 л.с.

Достигая в длину почти 50 м, военное судно вмещало на борту 25 человек личного состава. Однако перерасход средств и изменение приоритетов привели к закрытию проекта и в 1971 году военную лодку списали. Единственный экземпляр сохранился в Морском музее Квебека и остается там до сих пор.

Невидимый «Раптор»: чем уникален самый скоростной катер ВМФ РФ

От перехвата нарушителей до поддержки спецназа

Патрульные или, как их еще называют, десантно-штурмовые катера типа «Раптор» предназначены для действий в 100-мильной прибрежной зоне действия. Еженедельник «Звезда» составил список задач, которые выполняют «Хищники»:

— несут дежурство (патрулирование) в назначенных районах;

— выполняют перехват и задержание маломерных надводных целей (нарушителей);

— перевозят досмотровые группы, подразделения морского десанта или спецназа численностью до 22 человек с личным оружием, оборудованием и боезапасом, обеспечивая при этом максимально возможную быстроту при высадке и посадке;

— обеспечивают действия подразделений спецназначения и морской пехоты в прибрежных районах, а также оказывают содействие силам пограничной службы ФСБ России при решении задач охраны государственной границы;

— принимают участие в обороне пунктов базирования, кораблей, судов, различных морских платформ и сооружений от атак малоразмерных надводных, воздушных и наземных целей, а также подавляют наземные огневые точки в интересах групп спецназа или десанта;

— выполняют поисково-спасательные мероприятия в районах патрулирования.

«Хищник» с элементами «невидимки»

Корпус «Раптора» выполнен из алюминиевого сплава, причем в носовой его части устроена аппарель для высадки десанта. За аппарелью расположены проход в десантное отделение и рубка катера. В десантном отделении могут быть размещены десантная или досмотровая группа, контртеррористическое подразделение, водолазы и спасатели, медперсонал с оружием и снаряжением. Посадка десантной группы на катер обычно выполняется через задний люк десантного отсека. Таким же образом они могут и покидать десантное отделение. В передаче цикла «Военная приемка» командир одного из катеров типа «Раптор» Максим Панин, в частности, отметил, что водо- и газонепроницаемая дверь десантного отсека позволяет не пропускать воду в другие помещения.

Катер типа «Раптор» имеет полное водоизмещение 23 тонны, наибольшую длину 16,9 метра, наибольшую ширину 4,1 метра, его фиксированная высота составляет около 3,5 метра, а максимальная осадка не превышает 0,9 метра. Штатный экипаж катера — всего два человека. Силовая установка «Раптера» уникальна. Она включает два дизеля мощностью по 1100 лошадиных сил и два водомета, которые способны эффективно работать даже в случае неполного заполнения канала водой. Это позволяет катеру выполнять сложные маневры с большим креном. «Раптор» может развивать максимальную скорость хода до 48-50 узлов и совершать на экономичном ходу плавание на дальность до 300 миль.

По заявлению разработчиков, катер способен выполнять задачи при волнении до пяти баллов. На скорости 28 узлов — при высоте волны 2,5 метра, 20 узлов — при высоте волны 4,5 метра. На сегодняшний день «Рапторы» — самые скоростные боевые катера, которыми располагает российский Военно-Морской Флот. С ними не способен тягаться ни один более крупный корабль — ни наш, ни вражеский. «Хищник» может догнать любого противника.

Водоплавающий «танк»

Одна из изюминок «Раптора» — мощная система бронирования, разработанная специально для него. Помещение специального персонала (десанта) и рулевая рубка бронированы по классу защиты 5 и 5А, а иллюминаторы изготовлены из пулестойкого бронестекла толщиной 39 миллиметров.

Не менее внушителен и состав вооружения «Хищника». Прежде всего это уникальный по боевым возможностям отечественный универсальный боевой гиростабилизированный автоматизированный дистанционно управляемый модуль «Управа-КОРД» разработки санкт-петербургского НПО «Карат» и ковровского Завода им. В. А. Дегтярева. В составе модуля: 14,5-миллиметровый крупнокалиберный пулемет КПВТ или 12,7-миллиметровый пулемет «КОРД», а также два 7,62-миллиметровых пулемета 6П41 «Печенег», которые размещаются на вертлюжных установках побортно в кормовой части катера. С таким вооружением «Раптор» действительно способен управиться с любым нарушителем и даже подавить хорошо защищенную огневую точку. «Управа-КОРД» любую цель превратит в решето.

Боевой модуль «Управа-КОРД» устанавливается за рулевой рубкой катера и получает целеуказания по каналам собственного гиростабилизированного оптико-электронного модуля (ГОЭМ), в состав которого входят:

— тепловизионный канал;

— телевизионный канал (широкопольный, цветной с изменяемым фокусным расстоянием);

— лазерный подсветчик цели.

Причем наружные окна ГОЭМ очищаются от грязи в автоматическом режиме, что обеспечивает уверенное обнаружение цели на дальности до 3000 метров и возможность ведения прицельного огня на дальности до 2000 метров. Система управления огнем боевого модуля «Управа-КОРД» обеспечивает поиск и обнаружение целей, в том числе на фоне помех, выработку данных целеуказания по ним, после чего по команде открывает огонь.

Вначале выполняется пристрелочная очередь, после чего система управления сама корректирует огонь до полного поражения цели. В то же время в системе управления огнем предусмотрен и предупредительный режим — для производства предупредительного огня по судну-нарушителю. После выбора необходимого режима система управления огнем самостоятельно вычисляет точку на безопасной дистанции от цели и дает предупредительную очередь. Кто не понял и проигнорировал предупредительный огонь, получает огонь на поражение. При необходимости «Раптор» может быть вооружен и модулем с автоматическим гранатометом, что превращает его в полноценную водоплавающую «мини-Катюшу».

Особо отметим, что экипажи быстроходных патрульных катеров типа «Раптор» в обязательном порядке проходят комплексную подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ России в Санкт-Петербурге и на заводе-изготовителе.

Не только поразить, но и спасти

Впрочем, «Раптор» может не только уничтожать силы и средства противника и высаживать десант, но и выполнять спасательные операции. Правда, это будет делать уже не патрульный или десантно-штурмовой катер, а его специализированный медицинский, оснащенный особой системой жизнеобеспечения вариант. Главная задача такого «Хищника» — скоростная перевозка двух пострадавших в сопровождении медперсонала, а также спасение людей в районе несения дежурства на расстоянии до 100 миль.

Но есть у «Раптера» и официальные функции. Предназначение подвида такого «Хищника» — транспортное обслуживание представителей военного командования. Именно «Раптор» день и ночь дежурит у причального комплекса-дебаркадера Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки.

Vestas Sailrocket 2

Корпус парусника изготовлен из карбона с применением титановых элементов. Особое внимание уделили разработке аэродинамического профиля. Достижением австралийском команды стало преодоление Sailrocket дистанции со скоростью 121.21 км/ч. Для парусного транспорта это очень впечатляющая цифра.

Первая попытка взять рекорд по скорости не увенчалась успехом − 52 узла. Но уже 12 ноября 2012 парусный корабль преодолел 500 м со скоростью 54 узла. А 28 ноября того же года установил рекорд – 65.45 узлов.

World is not Enough

Самая быстрая яхта построена в 2005 году на верфи Millenium Super Yachts. Эргономичный заостренный корпус, длиною 42 м, способен рассекать морскую гладь на скорости 129 км/ч. Две газовые турбины и пара двигателей Paxman выдают общую мощность в 20,600 л.с.

Известная как Millennium 140, яхта выделяется минимальным уровнем шума и почти полным отсутствием вибрации. Роскошный интерьер оформлен золотым декором с элементами красного дерева. Просторные гостиные, зоны отдыха и каюты рассчитаны на 10 пассажиров.

Fountain Powerboats 47 Lightning

Компания Fountain Powerboats запустила верфь в 1972 году и сегодня остается одной из лидирующих. Фирма полностью контролирует процесс производства. Даже изготовление каждого элемента осуществляется исключительно на собственных ресурсах.

Быстроходное судно выполнено из стеклопластика. Мощность 14-метровой спортивной лодки − 1400 л.с. Катер быстро выходит на глиссирование, достигая 150 км/ч. Для комфортного отдыха шести человек предусмотрена гостиная, спальни и санузел.

Sunsation F-4

Выделяет судно окраска, которую выполнили талантливые кастомайзеры из Mitcher T. Каркас Sunsation выполнен из высококачественных материалов, включая винилэфирную смолу. На двойном бензиновом двигателе Mercury Racing HP700SCi предельная скорость судна составляет 160 км/ч.

В роскошных апартаментах могут разместиться 6 пассажиров, для которых дополнительно присутствуют душевая, холодильник и микроволновка. Особенностью салона стала электронная система управления с сенсорным экраном.

Правила перерасчета скорости

Сегодня быстроходность морских судов все так же измеряется в узлах. Для того чтобы представлять эту характеристику в привычной для нас форме, необходимо переводить их в километры в час. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Просто умножить количество узлов на 1,852 любым доступным способом, например, используя калькулятор.
  2. Сделать примерный расчет в уме, умножив количество узлов на 1,85.
  3. Применить специальные таблицы перевода из интернета.

Сделав подобный перерасчет, легко сравнить между собой скорости движения морских судов и других транспортных средств.

Cigarette AMG Electric Drive Concept

Водный гоночный болид разрабатывался совместно с концерном Mersedes. Элементы кузова и некоторые технические характеристики позаимствованы у спортивного купе Mersedes-benz SLS AMG Coupe Electric. Отделка интерьера, приборная панель и даже расцветка внешне напоминают суперкар.

Две силовые установки содержат по шесть электрических моторов. Установленные литиево-ионные батареи питают двигатели с водяным охлаждением. Подзарядка их занимает 7 часов. Суммарной мощностью 2200л.с., яхта набирает более 160 кмч. Точнейшее оборудование позволяет электронному катеру выполнять сложные маневры, оставаясь устойчивым на поверхности воды.

Nor-Tech 5000

В длину катер составляет почти 16 м и обладает надежным корпусом из стеклопластика. Три двигателя, объемом 1000 л.с. каждый, позволяют моторной лодке разогнаться до 170 км/ч. Несмотря на размеры и мощность, Nor-Tech 5000 может работать на бензине марки АИ−98.

В инновационном дизайне каюты все сделано для комфорта отдыхающих. Здесь и спальные места, уборная с душевой, мини-кухня и пара больших диванов.

Понятие скорости катера

Несмотря на подробное изложение факторов, влияющих на скорость, необходимо рассмотреть само понятие. Скорость лодки является вариативным параметром, который зависит от множества факторов (двигатель, винт, обшивка и так далее). Среди пользователей особым спросом пользуются модели с корпусом из алюминия, пластика и стали. Материалы обеспечивают не только прочность плавательных аппаратов, но также отвечают за качество скольжения дна по водной глади.

  • Стеклопластик. Отлично полируется, имеет легкий вес, за счет чего увеличивает скоростные показатели катера. Минусом становится серьезная подверженность техники к ударам и деформациям;
  • Алюминий. Это настоящий стандарт современного судостроения. Материал легкий, но более прочный, чем пластик. То же самое касается дюралюминиевых моделей. На увеличение скорости влияет благодаря своему весу, но не так хорошо, как стеклопластик;
  • Сталь. Самый прочный, но самый тяжелый материал. На скоростных моделях катеров он не используется, и чаще встречается на суднах старых времен.

Также стоит уделить внимание тому, в какой сфере используется водный аппарат. К примеру, речные суда чаще передвигаются со скоростью 20-30 или 50-60 км/ч. Морские корабли в среднем двигаются со скоростью в 36 узлов (примерно 66 км/ч). Спортивные модели же способны превзойти спорткары или мотоциклы, разгоняясь до 200 и более км/ч.

Крейсерская скорость

Крейсерская скорость моторной лодки является показателем интенсивности движения при минимальных топливных затратах, и она всегда ниже, чем максимальные способности движения водного аппарата по воде. Средний диапазон работы каждого установленного мотора и определяет данный фактор. Чтобы подробнее рассмотреть крейсерскую скорость, и сравнить ее с максимальной, пользователи всего рассчитывают количество пройденных километров на 1 литре топлива. Что касается яхт с парусами, то для них более характерно понятие средней скорости, поскольку они часто двигаются с галсами.

Максимальная скорость катера

Максимальная скорость катера на воде отталкивается от работы двигателей на пределе возможностей. Как следствие, заметно увеличивается расход топлива во время движения. Мощность двигателей – не единственный фактор, влияющие на максимальные ходовые характеристики, поскольку здесь необходимо учитывать материал покрытия корпуса лодки, погодные условия и многое другое.

Возможно будет интересно: Электромотор для лодки: как выбрать, характеристики, особенности эксплуатации

Donzi 43 ZR

43 модель самая длинная в своей линейке 13,1 метр. Двигатель Mercury Racing, мощностью 2150 л.с., дает катеру высокий скоростной потенциал. На борту пять человек могут разместиться в уютной каюте, оснащенной всем необходимым.

Спортивные лодки Donzi участвовали в съемках «Ангелы Чали», «Плохие парни − 2», «Полиция Майами: Отдел нравов» и других фильмах и сериалах.

Cigarette 50 Marauder SS

В начале появления серия катеров Cigarette пользовалась популярностью среди американских гангстеров. Производитель и сегодня выпускает быстроходные лодки, завоевав положительную репутацию в мире.

Достижением инженеров компании стал корпус, выполненный по технологии вакуумного формирования с использованием карбона, кевлара и стекловолокна. Это позволило усовершенствовать гидродинамику катера среди моделей данного класса.

Основатель фирмы − американский дизайнер и гонщик Дональд Джоэл Аронов, который 192 раза побеждал в гонке от Лонг-Бич до мексиканской бухты Энсенада. Построил скоростные катера для Джорджа Буша-старшего, Малькома Форбса и других состоятельных людей.

Три двигателя, общей мощностью 3225 л.с., позволяют разогнать судно до 200 км/ч. Длиною свыше 15 м лодка умещает 10 человек, которые могут отдохнуть в представительской каюте со всем необходимым. На кокпите установлены пять глубоких сидений, а внешне «Marauder» (в переводе «Грабитель») оформлен в белом цвете с металлическими элементами.

Морская миля

В переводе на обычный язык один узел означает скорость, с которой корабль проходит за час одну морскую милю. Поначалу ее величина равнялась 1853,184 метра. Именно такова длина поверхности Земли по меридиану в одну угловую минуту. И только в 1929 году Международная конференция в Монако установила длину морской мили в 1852 метра.

Необходимо помнить, что, кроме морской мили, существуют и другие. В прошлом в разных государствах в качестве единиц измерения длины существовало несколько десятков различных миль. После введения метрической системы мер мили в качестве единицы измерения расстояний стали стремительно терять популярность. Сегодня из всего многообразия сухопутных миль осталось лишь около десяти. Самой распространенной из них является американская миля. Ее длина составляет 1609,34 метра.

К длине земного меридиана привязана не только морская миля. Старинная французская мера длины морское лье равняется 5555,6 метрам, что соответствует трем морским милям. Интересно, что, кроме морского лье, во Франции существовало еще сухопутное, также привязанное к длине меридиана, и почтовое лье.

Bluebird K7

Реактивный трехточечный гидроплан стал первым судном в котором использовались турбированные моторы от гидросамолетов. Это позволило Bluebird достичь скорости 444 км/ч. K7 оборудован гидравлическим тормозом, а корпус выполнен из алюминия.

На первом реактивном гидроплане были установлены семь мировых рекордов, начиная с 1955 по 1967 года.

Единственный владелец, британец Дональд Кэмпбелл. Восьмая попытка преодолеть 480 км/ч оказалась для мужчины последней и трагичной. Гонщик стал единственным человеком, который побил рекорд скорости Земли и рекорд скорости воды в одном году.

Измерение быстроходности судов

Такой порядок сложился исторически. Когда-то быстрота движения судна определялась при помощи специального прибора, который назывался секторный лаг. Он представлял собой доску, на конце которой был закреплен линь — тонкий корабельный трос. На всем его протяжении через равные промежутки были завязаны узлы. Моряк, касаясь троса рукой, подсчитывал количество узлов, прошедших через его руку за определенное время, определяя таким способом скорость сразу в узлах. Важно, что при этом способе не требовалось производить никаких дополнительных расчетов.

Лагами подобной конструкции уже давно никто не пользуется. Сейчас для измерения скорости морских судов применяют приборы на основе последних научных и технических достижений в области гидроакустики и гидродинамики. Популярностью пользуются измерители на основе эффекта Доплера. Существуют и более простые способы — при помощи специальных металлических вертушек, помещенных в воду. В этом случае скорость определяется исходя из количества их оборотов в единицу времени.

Phenomenon

В разработке судна принимал участие Эл Коупленд, американский миллионер, владевший одной из гоночных команд. Он же был организатором проекта и создал первые чертежи. Увидеть свою мечту реставратору не позволила болезнь. Руководителем проекта стал сын Эла. Турбины для лодки разрабатывали инженеры военно-морского флота США, а в создании участвовали авиаспециалисты компании Боинг.

Катер на испытаниях развил скорость до 402 км/ч. Четыре газотурбинных двигателя Т-55-L-7C выдают мощность 12 тысяч л.с. Общей протяженностью 17 метров, корпус комбинирован из углеродного и стекловолокна.

Spirit of Australia

В 1978 году австралийский механик-любитель во дворе собственного дома разработал деревянную скоростную лодку. Двигатель для катера Кен Уорби приобрел на барахолке за 69$. Мировой рекорд скорости воды 511,11км/ч мужчина установил на озере Блоуринг-Дэм в Австралии в том же году. Реактивный двигатель Westinghouse J34, использующийся для самолетов и истребителей, позволяет развивать мощность 6000 л.с.

Никто пока не решился побить рекорд безумной скорости, который установил Уорби. Полюбоваться на «Дух Австралии» можно в национальном морском музее Сиднея.

Ссылка на основную публикацию
Похожее