При строительстве или ремонте зданий и помещений одними из востребованных высокотехнологичных материалов являются герметики.
Это специальные пастообразные или вязкотекучие композиции, изготовленные на основе полимеров или олигомеров, предназначенные для герметизации, защиты от воздействий внешних факторов или склеивания поверхностей.
По типу основного компонента различают акриловые, силиконовые, полиуретановые, каучуковые, битумные, тиоколовые и другие виды герметиков. Каждый из этих видов имеет свою область применения, свои характеристики, достоинства и недостатки.
В этой статье рассмотрим, что такое каучуковый герметик, чем он принципиально отличается от других видов герметиков, узнаем основную область его применения, также произведем краткий обзор наиболее популярных герметиков на каучуковой основе.
ЧАСТЬ 1.
Узконаправленная морская серия профессиональных герметиков и клеев от известной австрийской компании Ramsauer® GmbH используется для профессиональной реализации стойких соединений в маломерных плавучих средствах. Специальные составы, объединённые в отдельную продуктовую группу MARINE PRO LINE®, показывают отличные результаты в суровых условиях, которым подвергаются на море небольшие суда – яхты, катера, понтоны, плавучие дома и лодки различного класса. После отверждения эти материалы выдерживают постоянное воздействие соленой воды, содержащей часто большинство химических элементов. Морские продукты устойчивы к жесткому солнечному свету, включая отраженному, в любых широтах морского пространства, успешно противостоят натиску морских ветров, качки и волны. Данные клеящие и герметизирующие смеси в рамках отдельной морской серии рассчитаны также на длительный контакт с применяемыми для любой техники и оборудования средствами и веществами, которые используются при их эксплуатации, ремонте и обслуживании. В частности, они совместимы со смазочными маслами и растворителями, слабыми кислотами и щелочами. К тому же морские продукты MARINE PRO LINE Ramsauer®, нейтральны, не содержат растворители, кислоты и замечательно соседствуют без вреда с многослойным стеклом (триплексом), алюминием, стеклопластиком, композитными материалами, не вызывают коррозию и консервируют открытые соединения и зазоры.
В зависимости от потребностей, естественных нагрузок и задач транспорта, а также личных предпочтений, яхтсмены могут выбрать для склеивания однокомпонентные или двухкомпонентные составы. С 1-компонентными адгезивами проще работать, даже не имея навыков, можно отлично ремонтировать и модернизировать яхту или катер. 2-компонентные продукты несколько сложнее в работе, зато обеспечивают исключительное качество клееных швов в сложных и ответственных работах. Герметики представлены 1-компонетными продуктами, которые закрывают все задачи по уплотнению средств на палубной территории, в каютных и моторных отсеках
Основные свойства и особенности
Каучуковые герметики после нанесения на поверхность отверждаются, образуя при этом прочный, но эластичный резиноподобный шов или барьер, устойчивый к механическим и погодным воздействиям, солнечному свету.
При необходимости у большинства герметиков швы после полимеризации можно окрашивать.
Сам герметик может иметь различные цветовые варианты. Встречаются черные, серые, белые, красные, коричневые, бесцветные каучуковые составы.
Температура нанесения герметиков обычно ограничивается плюсовыми температурами, хотя из этого правила встречаются и исключения. Некоторые из них допускают применение и при отрицательных температурах вплоть до -20 °C.
Уже готовые швы после полимеризации сохраняют прочность, упругость, адгезию в широком диапазоне температур. В среднем морозостойкость этих составов составляет около -50 °C.
По условиям полимеризации герметики на каучуковой основе обладают схожими с силиконовыми составами характеристиками. Время полного отверждения шва с приобретением в полном объеме всех рабочих упруго-прочностных характеристик при комнатной температуре в среднем составляет от 24 до 48 часов, но может и отличаться от указанных значений в зависимости от толщины шва и условий окружающей среды.
Область использования и применения каучуковых герметиков во многом определяется их великолепной адгезией к таким материалам как кирпич, бетон, камень, керамика, стекло, кровельные материалы, дерево, медь.
Лучшая серия герметиков для морского уплотнения
Современные и надежные, профессиональные подтвержденные испытаниями и практикой судового применения морские полимеры серии MARINE PRO LINE Ramsauer® отличаются ключевым преимуществом в своих способностях оставаться эластичными все время службы, не ссыхаться и не терять характеристик герметизации и защиты от течи. Такие герметики, при условии подготовки поверхностей, профессионального нанесения и без механических повреждений, сохраняют свою водо-, износо-, и УФ-стойкость на весь срок службы яхты.
Отчего могут происходить, в принципе, течи в плавсредствах? Главная предпосылка для образования проникновения воды в условиях открытого моря – это различные механические повреждения шва в перманентном или эпизодическом воздействии. Эти риски выражаются в отслоении и отрывах герметика от поверхностей яхты под нагрузкой по причине недостаточной эластичности неподходящего полимера, его изначального плохого контакта, недостаточной или неправильной геометрии и заполнения шва. Повторное уплотнение как ремонт здесь может помочь ненадолго. Для правильного решения ответственных задач герметизации судна необходимо работать исключительно с профессиональными составами.
Высококачественный морской палубный герметик
МС-полимерный морской герметик 510 Deck Caulk Ramsauer® подходит как для первичной производственной заделки открытых швов, так и для ремонтных работ с деревом и другими материалами в условиях открытого пространства палубы. Благодаря превосходным адгезивным качествам и лёгкости в применении и обработке он идеально подходит для заделки швов тиковых палуб в мелком судостроении и кораблестроении. Представлен двумя основными цветами – белым и черным. Этот морской герметик отличается превосходной клейкостью и быстрым заполнением пространств в новой или эксплуатируемой палубной доске без пузырей и неровностей. Густая масса заполняет равномерно и легко швы и позволяет легко ее разглаживать, без обратного выхода из шва герметика. Состав химически устойчив, резистентен к соленой воде и ультрафиолету, поддается финишному шлифованию и нанесению палубного лака. Герметик не содержит изоцианатов и может применяться внутри яхты. 510 Deck Caulk Ramsauer® застывает без усадки и не требует дополнительной обработки после полного отверждения.
Ремонт корпуса дюралевой лодки своими руками
Надежность и долговечность дюралевого корпуса лодки во многом зависят оттого, насколько тщательно проводится ежегодный весенний ремонт. Чтобы обнаружить все большие и малые дефекты, необходимо тщательно очистить корпус снаружи и изнутри. Пыль удаляется волосяной щеткой, пятна масла — ветошью, смоченной в бензине. После этого корпус лодки промывают теплой мыльной водой, затем чистой водой, протирают и сушат.
Чаще всего владельцу дюралевой лодки приходится иметь дело с такими повреждениями корпуса, как коррозия материала, разрушение лакокрасочного покрытия, механические повреждения (пробоины, сломы, трещины) обшивки и деталей набора, ослабление заклепочных и болтовых соединений. Кроме этого много неприятностей доставляет истирание (износ при трении) киля и по скулам — здесь защитные покрытия и обшивка быстрее всего изнашиваются при эксплуатации.
Большинство из перечисленных повреждений можно исправить холодным способом — без термообработки деталей корпуса, целью которой является придание необходимой пластичности металлу для изгиба деталей. Если такая обработка все же необходима, то нужно учитывать, что дюралюминий приобретает пластичность, достаточную для отгиба фланца, выравнивания отогнутых краев листа в пробоине или согнутых угольников набора после нагревания до 600 — 700°. Для того, чтобы определить данную температуру, пользуются простым способом: натирают обрабатываемую деталь с обратной стороны мылом; момент, когда мыло почернеет, и определяет отпуск дюраля. Прежние свойства металл восстанавливает примерно через час после остывания на воздухе. В любом случае процесс замены поврежденных деталей следует проводить постепенно — по одной и осторожно, чтобы ремонтируемый корпус не потерял жесткости.
Удаление заклёпок , обрубая головки зубилом-недопустиммо, так как при этом неизбежны повреждения краев отверстий, образуются трещины и надрывы. Заклепки рекомендуется высверливать
Удаление и замена клепок
Для этого сначала надо накернить центры на закладных головках, подставляя поддержку со стороны замыкающих головок. Затем сверлом, диаметр которого равен диаметру стержня заклепки, высверливается отверстие на глубину, равную высоте головки. После этого закладная головка легко отламывается, а оставшаяся часть заклепки выбивается бородком, диаметр которого должен соответствовать диаметру удаляемой заклепки.
После удаления снимаемых деталей внимательно осмотрите заклепочные отверстия, которые придется использовать повторно. Трещин и надрывов материала в зоне отверстий быть не должно. Во всех случаях рекомендуется при подготовке к присоединению новых деталей старые отверстия рассверлить под заклепки ближайшего большего диаметра.
Очень важно выявить и заменить все ослабевшие заклепки. Места появления течи по швам чаще всего обнаруживаются по появлению следов коррозии у заклепок. Иногда приходится специально проверять герметичность соединений керосином на мел (об этом будет сказано ниже). При легком постукивании молотком ослабевшие заклепки можно обнаружить по изменению звука — он становится глухим, дребезжащим. Как правило, отверстия под ослабевшими заклепками оказываются «разработанными», имеют овальную форму. Такие заклепки «подтянуть» не удается; их следует заменять заклепками большего диаметра с соответствующей рассверловкой старых отверстий. Заменяют также выпавшие и заклепки с головками, разъединенными до потайной части заподлицо с листом и с оголенной зенковкой листа. Чаще всего повреждаются заклепки вблизи транца от вибрации работающего мотора и в средней части днища, которая принимает на себя удары при ходе на волнении.
Устранение трещин и пробоин
При обнаружении трещины на листе необходимо, во-первых, ограничить ее дальнейшее распространение, просверлив по обоим концам отверстия 02,5—3,0 мм, и, во-вторых, поставить усиливающую накладку изнутри корпуса
Высококачественный морской герметик для остекления
Атмосферостойкий профессиональный герметик 520 Weather Flex Ramsauer® является однокомпонентным высокоэластичным составом на нейтральной силиконовой базе. Он разработан, создан и испытан специально для монтажных работ при остеклении в сфере кораблестроения для качественного уплотнения внешних швов, оптимально и долгосрочно устойчивых к интенсивным прямым и отраженным ультрафиолетовым лучам и морской соли. Герметик для закрытия швов с натуральным или синтетическим стеклом выпускается в прозрачном, белом и черном цветах. Он быстро твердеет, прекрасно формируется и разглаживается в швах, может краситься. Спектр материалов, с которыми сцепляется герметик 520 Weather Flex Ramsauer®, очень широк, поэтому практически не вызывает вопросов и трудностей при герметизации. Отличается отличной адгезией, даже без праймера, к стеклянным поверхностям, а также к металлам и всем видам пластика. В застывшем состоянии абсолютно физиологически безопасен. Маркирован знаком «низкой эмиссии» EMICODE EC1-R.
Высококачественный клеевой морской герметик
Готовый к применению однокомпонентный пастообразный герметик 550 PU Marine Bond Ramsauer® на основе полиуретана, специально разработанный для судостроения, применяется для высоконагруженных швов в условиях сильной вибрации в жилых, технических и вспомогательных помещениях. Материал отличается прекрасной сцепляемостью, стойкостью к маслам, техническим жидкостям, химическим составам и устойчивостью к высоким механическим нагрузкам. Продукт вибростоек, эластичен, не поддается коррозии и компенсирует допустимые отклонения в швах. Продукт в алюминиевых тубах по 600 мл готов к применению и под воздействием влаги воздуха превращается в равномерный упругий эластомер. Обладает очень хорошей адгезией, без грунтования, к дереву, элоксированному алюминию, окрашенному металлу, полиэстеру, плитке и пластикам. При нанесении выравнивает неровности оснований и допуски, гасит вибрацию и шумы, выдерживает сильные динамические нагрузки. Отличается длительной устойчивостью к старению. Используется как герметик и как клей.
Виды ремонта
Безусловно, поломки возможны различные, но в статье рассматриваю, только те, которые присущи только лодкам из алюминия и его сплавов.
Борьба с коррозией
Одна из самых часто встречающихся повреждений алюминиевой лодки – коррозия. Часто под коррозийными пятнами скрываются трещины. Если с ней не бороться, то в результате, в днище образуется дыра.
Для определения глубины повреждения надо очистить дно лодки лучше всего шлифовальной машинкой. Очищать до металла.
После грубой очистки надо зашкурить наждачной бумагой, а если понадобится, удалить старую краску специальной смывкой. Затем обезжирить, грунтовать и красить.
Проверка заклепок
Определить при осмотре лодки надежность заклепок поможет молоточек. Надо будет простучать каждую заклепку, если она дребезжит и шатается, то потребуется замена.
Если дырки разработались, то на это место надо поставить заклепку большего диаметра.
Наиболее часто выходят из строя заклепки, которые расположены ближе к мотору, они больше всего подвержены вибрации.
Ликвидация дыр и трещин
Следующим этапом будет заделка трещин. Трещины на лодке образуются чаще всего при столкновении, например, случайно наткнулись на топляк. Трещины бывают внушительные и очень мелкие.
Незначительные трещины
Самые мелкие трещины можно заделать пайкой из оловянно свинцового сплава с добавлением цинка.
При работе с алюминием и сплавами проблема возникает с лужением, мешает оксидная пленка. Существует несколько способов пайки алюминия, например, можно использовать щелочное безводное масло, например, оружейное. Перед пайкой поверхности зачистить, смочить маслом, затем паяльником убрать пленку и паять. Также используют флюс, нанося его на припой.
Большие повреждения
Единственным способом, которым можно устранить дырки и большие трещины в алюминиевой лодке, это поставить заплатки.
Заплатки можно поставить с помощью заклепок или использовать сварку.
Сварка
Сварку, вообще, лучше применять в исключительных случаях, когда нельзя по какой-то причине заклепать.
Не все алюминиевые сплавы выдерживают сварку, часто корпус лодки разрывает рядом со сварочным швом. Зная об этом, опытные сварщики обычно с неохотой берутся за это дело.
Но всё-таки сваркой пользуются для ремонта. Поэтому если будете варить, то делать это надо с двух сторон и только тонкие листы.
Если вы не профессиональный сварщик, то придётся лодку транспортировать в мастерскую. Заваривают алюминиевые лодки аргоном.
Заплата
Заплата ставится с внутренней стороны лодки. Для того чтобы она была прочной, надо соблюсти все правила клепки.
По размеру заплата должна соответствовать величине трещины.
Материал, из которого делаете заплатку, должен быть в точности таким же, как на вашей лодке.
Если алюминий соединить с другим металлом, то создастся гальваническая пара. Это значит, что в месте соединения будет происходить гальваническая коррозия, которая быстро разрушит алюминий или его сплав.
По этой же причине не рекомендуется для зачистки корпуса использовать металлическую щетку.
Надо соблюсти такую последовательность при установке заплаты при помощи клёпки:
- Первоначально потребуется убрать краску и грунт.
- Поверхность и сама заплата должна быть максимально выровненной. Ровнять, предварительно нагрев поверхности, ни в коем случае не перегреть! Обычно советуют использовать фен.
- Если в этом месте есть заклепки, их аккуратно высверлить.
- Примерить заплату и просверлить отверстия в корпусе и в заплатке. Чтобы достичь точности заплатку прикрепить при помощи болтов для стяжки.
- Зачистить поверхности от заусенцев мелкой шкуркой.
- Обезжирить поверхности.
- Заклёпку обязательно отпустить, т. е. нагреть её чтобы было легче работать. Так как температура отпуска дюраля такая же, как и у свинца, то на практике делают так: заклёпки опускают в емкость, с расплавленным свинцом, снова нагревают до температуры плавления свинца и вытаскивают заклепки, они готовы к работе. Ещё температуру отпуска дюралевых заклепок определяют с помощью хозяйственного мыла. При нужной температуре мыло чернеет.
- Промазать герметиком обе поверхности. Некоторые вместо герметика используют смесь, которую в народе называют «сырая резина». Это смесь компонентов серы, сажи, синтетических материалов, которые еще не прошли процесс вулканизации. Таким способом заклеивают автомобильные камеры. Её можно купить, она поставляется в лентах или рулонах.
- Соединить поверхности, зафиксировать болтами для стяжки и заклепать.
Базовые советы по работе с корабельной химией Ramsauer
- При обработке деформационных швов размеры необходимо рассчитывать на максимальную компенсацию вероятных деформаций. Минимальное сечение 3х5 мм. Если предполагается слабая деформация (в пределах 5%), допускается треугольная форма соединения.
- Перед началом основных работ стоит выполнить пробное нанесение, чтобы проверить совместимость материалов, а также достаточную схватываемость продуктов на субстратах.
- Правильная подготовка основания очень важна для прочности шва. Поверхность должна быть во возможности сухой, чистой, без следов жира. Нельзя клеить края, загрязненные смолой или маслами.
- При недостаточной адгезии требуется грунтование. Для этого наносят праймер, выбранный из 5-ти продуктов для конкретного состава и поверхности. Грунтовку, не разбавляя, наносят кистью или кусочком ткани только на обрабатываемые участки.
- Заглаживать свежие заполняемые швы следует специальными шпателями с использованием разглаживающего средства 506 Glättmittel Spezial Ramsauer®. До первичного затвердевания клея в форме образования пленки никакие материалы не должны попадать в него.