Трудно найти на просторах постсоветского пространства человека, которому была не знакома расписная свистулька из глины в виде козлика, петушка, уточки или олешека. Подумать только, всем этим лошадкам, жаворонкам, петушкам и барыням в расписных сарафанах уже не одно столетие. Ими можно любоваться до бесконечности.
А еще это отличная идея для творчества с ребенком. О том, как делать дымковскую игрушку из пластилина, глины или соленого теста своими руками, пойдет речь в данной статье.
Что такое дымковская игрушка
Дымковская, или вятская, игрушка — яркий образец народного творчества. Эти расписные глиняные фигурки стали символом Вятского края, вобрав в себя всю жизнерадостность и самобытность русского народа. Здесь нет места невыразительности и блеклости. Каждая игрушка как праздник — такая же яркая и красочная. Она настолько популярна и узнаваема не только на родине, но и за ее пределами, что может соперничать с другой исконно русской игрушкой — матрешкой.
История
Родилась она более четырех столетий назад в слободе Дымково в пригороде Вятки. По приказу царя Иоанна III, здесь расселяли рабочий люд из северных областей России. Немало было среди переселенцев мастеровитых ремесленников. Много товаров производили они, но визитной карточкой слободки стала именно колоритная игрушка из глины.
Праздник Свистуньи
Кто бы мог подумать, что своим рождением эта полная жизни фигурка обязана трагическому событию, случившемуся в далеком 1418 году. Хлынов, как тогда называлась Вятка, был атакован удмуртами. Оказавшиеся в осадном положении горожане отправили гонцов к устюжанам с мольбой о помощи. Соседи откликнулись и не преминули отправить отряд на подмогу осажденным. Да только получилось не так, как ожидали обе стороны. Подмога подоспела к городским стенам глубокой ночью, к тому же подошла не с стой стороны, откуда ее ожидали. Приняв союзников за врага, местная дружина оказала жестокое сопротивление «противнику». В этой братоубийственной бойне полегло около четырех тысяч вятичей и устюжан.
В память о погибших был установлен ежегодный праздник Свистопляски, или Свистуньи, приходящийся, как правило, на четвертую субботу от Пасхи. Отмечался он с размахом: устраивались кулачные бои, разворачивались ярмарки, а по склонам Раздерихинского урочища катались глиняные шары. Поминальные мероприятия сопровождались песнями и свистом. Также непременным атрибутом празднества стали глиняные женские фигурки, символизирующие вдов, оставшихся после той трагедии.
Со временем стерлись из памяти печальные события, забылось ритуальное значение праздника. Канули в небытие кулачные бои и массовые гулянья, но осталась неповторимые глиняные игрушки — «дымка».
Описание
Вятская игрушка представляет собой глиняную фигурку росточком около 25 см. В отличие от прочих подобных изделий, «дымка» лепится не из монолитного куска глины, а создается по частям. Например, лепка женских персонажей начинается с юбки-колокола, затем к ней крепится торс и только потом на шею насаживается голова. Завершив работу с крупными элементами, мастера приступают к проработке мелких деталей: носика, прически, головного убора и прочего.
Для творчества вятские мастера берут местную красную глину. Ее соединяют с мелким речным песком. Добавляют воду и хорошенько вымешивают. Из полученной смеси лепят статуэтки, которые после просушки обжигают в специальных печах. Обожженные заготовки покрывают побелкой и только после этого приступают к росписи.
Вдохновлялись автора бытовыми сюжетами, потому их персонажи понятны и знакомы каждому. Чинные барыни, нарядные барышни, лихие всадники, веселые мужички, бравые кавалеры, домашние животные и птицы, лесные звери и сказочные герои.
Сюжетные игры
Среди одиночных фигурок нередко встречаются целые тематические композиции, иллюстрирующие сцены быта или сюжеты народных сказок.
Так, можно встретить героев «Репки»: деда, бабу, их внучку Машу, а также собаку Жучку, кошку Мурку и серую мышку. Или Емелю из сказки «По щучьему велению». И даже старика из пушкинской поэмы «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Отдельные куклы можно объединить в целый рассказ. Например, встреча и благословение молодых перед венчанием. Тут есть и родители с иконами, и молодожены на тройке, и гости, и музыканты. Даже церквушка из глины слеплена в традиционном для этих мест стиле.
Узоры
Относительно росписи кукол у мастеров народного промысла существуют определенные правила и каноны. В росписи фигурок людей и животных ключевую роль играет цвет, вернее, его значение. Прежде всего используются контрастные сочетания насыщенных оттенков малинового, красного, зеленого, желтого, оранжевого, синего и голубого цветов. Черный тоже допускается, но лишь в малых количествах, чтобы не лишать фигурку яркости.
В народном представлении зеленый символизирует жизнь, землю, поле, природу в целом. Белый связывали с нравственной и духовной чистотой, считали отображением добра и правды. Черный традиционно обозначал траур, зло, кривду. Красный — олицетворение красоты, здоровья, силы и славы, а также символ огня и солнца. Голубой отождествлялся с небом, синий — водой. Также для декора широко применяется поталь.
Раскраска статуэток — процесс поэтапный, где очередность шагов творца выверена веками. Остывшую после обжига фигурку полностью покрывают белилами, состоящими из молока и толченого мела. После того, как побелка высохнет, приступают к разрисовыванию. Начинают работу с росписи крупных элементов, затем приступают к узорам. Орнамент состоит из больших кругов, колец, точек, волнистых и прямых линий. Сам рисунок часто построен на соединении контрастных цветов, и от этого куклы получаются яркими и запоминающимися.
Форма элементов орнамента и их сочетание наводят на мысль о том, что ранее каждому их них отводилась роль некого оберега. Вятским куклам присуще использование символов, обозначающих стремление народа к красоте, здоровью, славе и правде. Здесь можно встретить солярные, или солнечные, знаки. Это круги с пересекаемыми линиями.
Лунные символы представляют собой крестообразное пересечение двух прямых с точками по углам. Изображение кружочка с точкой или их чередования символизирует семя или зарождение новой жизни.
Ромб — знак плодородия и плодовитости. Двумя параллельными линиями обозначалась земля, добавление волнистой линии с точками по обе стороны символизировала засеянную пашню. Сочетание прямой и волнообразной линий — это небо.
В рисунках зашифровывали также пожелание всех благ, изображая на игрушке всевозможные растительные элементы: цветы, ягоды, листочки.
Формы
Формы кукольных персонажей такие же плавные и округлые, как и узоры них. Здесь нет острых углов, нет ломаных линий. Только плавные переходы из одной плоскости в другую. Словно отображение неспешной и размеренной жизни в глубинке, где люди привыкли жить без резких перемен.
Особенности создания статуэток также наложили свой отпечаток на внешний вид миниатюрных скульптур. Все фигурки монолитны и монументальны. И у каждой группы есть свои схожие черты. Например, такие герои, как лошадь, козел, олень, собака, кошка или свинья по форме туловища очень похожи между собой, отличаются лишь формой ушей и рогов. Все животные персонажи имеют коротенькие, устойчивые конечности. Птицы (индюк, петух, курица), напротив, часто лап не имеют вообще, их роль выполняют конусообразные подставки.
Фигуры людей имеют расширяющиеся к низу очертания. Барыни все сплошь в кринолинах, а кавалеры, по большей части, верхом. Причем оседлать они могут не только коня, но и козла, оленя, даже свинью. Если же мужичок попался безлошадный, то он либо сидит на пне, либо уверенно стоит крепенькими ножками на подставке. Такие формы диктует технология изготовления — так удается избежать проседания корпуса изделия под собственным весом во время сушки.
История промысла
Пять веков назад за речушкой Вяткой раскинула свои просторы небольшая слобода, куда царь Иван Третий приказал переселять обитателей северных районов России. Среди новых граждан оказалось большое количество талантливых мастеров, которые были настоящими асами гончарного дела.
В Дымково они развили активную деятельность по производству игрушек из глины. В рабочем процессе участвовали целые семейства. Одни занимались добычей сырья и готовили смесь из комкового мела, вторые лепили фигурки, третьи специализировались на обжиге, а четвертые – белили и раскрашивали готовые изделия. Как видите, каждому находилось полезное занятие.
Промысел активно развивался на протяжении четырехсот лет. За это время сформировалась уникальная техника, специфические рисунки, неповторимые образы. Дымковская продукция и тусклые оттенки либо смазанный орнамент – это несовместимые вещи. Изделие являлось воплощением яркости и жизни.
К началу девятнадцатого века свистульки мастеров небольшого села покорила обитателей всей страны. В год выпускали более ста тысяч изделий. Их продавали в Оренбургской области и Москве. На производстве трудилось пятьдесят девять семей из Дымковской слободы. Самые искусные мастера – это Кошкины и Никулины.
| Начало двадцатого столетия ознаменовалось наступление тяжелых времен для ремесла. Дымковская роспись перестала пользоваться спросом, поэтому знаменитые семейства гончаров начали искать иные варианта для заработка. |
Дешевые товары из гипса постепенно вытеснили с прилавков уникальные свистульки. Традиционному созданию изделий из глины осталась верна лишь одна мастерица – Анна Мезрина. Именно ее нужно благодарить за то, что промысел дожил до наших дней, а не затерялся в истории.
Не менее важная роль в сохранении ремесла отведена живописцу Алексею Деньшину. С малых лет он был увлечен дымковскими игрушками, старательно срисовывая все орнаменты. Даже после окончания Октябрьской революции художник не терял надежды на привлечение внимания к народному творчеству. Он регулярно выпускал рукописные альбомы, коллекционировал глиняные фигурки.
Старания Деньшина не прошли даром. В тридцатых годах двадцатого столетия в Кирове вновь начали активно заниматься изготовлением продукции из керамики.
Характерные особенности росписи животных
Каждому герою присущи свои приемы росписи. Животные традиционно расписываются очень ярко, даже фантастично. Индюк обязательно имеет пышный разноцветный хвост, конь непременно окажется в голубых кругах-яблоках, козел и баран щегольнут золоченными рогами, а у уточек крылья больше напоминают цветастые оборчатые передники.
Расписываются фигурки по определенной системе. Прежде на грудь наносится широкая полоса, а после от груди к бокам рисуются более узкие. Затем тонкие линии пересекаются вертикальными полосами — выходит клетчатый рисунок. Роспись коньков, как правило, представляет собой сочетание вертикальных линий разной ширины и цветных горошин, точек и кругов, основанных на контрастных сочетаниях тонов. Роспись козликов, оленей, баранов сходна с раскраской коней, отличаясь лишь наличием рогов соответствующей формы.
Птицы расписываются аналогично, основными элементами орнамента здесь тоже являются сочетания точек, кругов и линий. Разукрашивать фигурки начинают с груди, после переходят к крыльям и хвосту. В конце прорисовывались тонкие и мелкие детали.
Завершающим этапом декорирования было золочение отдельных элементов. Для этих целей мастерами широко использовались сусальное золото и патина. Тончайшие пластинки осторожно нарезались на мельчайшие квадратики, треугольники и ромбики. Полученные геометрические фигуры крепились к игрушке с помощью яичного белка.
Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала.
Крохина Оксана Александровна
Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала.
Дымковская игрушка.
На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась слобода Дымково. С незапамятных времен здесь лепили из глины игрушки.
Этот промысел был исключительно женским делом. Осенью готовили на всю зиму красную глину и чистый песок. Затем, смешав глину с песком и водой, тщательно месили ее до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепили большие основные части игрушки и отдельно – мелкие, которые затем прилепляли и примазывали к игрушке с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи на горящих поленьях и железных противнях. По остывании поверхность изделия белилась мелом, разведенным молоком.К работе готовили 6-10 красок: растирали красочный порошок на чугунной плите, добавляли немного воды, а перед росписью и цельное сырое яйцо, в результате чего получалась яичная темперная краска, которой наносили яркую разноцветную роспись на белый фон игрушки.
Сегодня я научу вас совершенно другому способу лепки и использовать в работе мы будем использовать подручные материалы : пластиковая бутылка, пластилин, гуашевые краски, кисти, доска для лепки.
и покрываем обрезанную часть пластилином, придавая форму игрушки
Покрываем поделку белой краской (несколько раз)
После высыхания белой краски приступаем к росписи.
Среди фигурок людей заметно преобладали женские персонажи – няни-кормилицы, барыни, барышни. Основой каждой фигурки является «ступка»
— колокол с торсом, — приземистая и широкая в основании. К ступке прилеплялись шарик-голова, а потом – согнутые калачиком руки, детали одежды и всей композиции. Бугорок носа едва выступал на плоском лице, что придавало всем дымковским игрушкам свою неповторимую особенность.
Поделка из бросового материала «Клубнички». Мастер-класс (подготовительная группа) Для того, чтобы изготовить клубничку нам потребуется проволока, фольга, пластилин. Поделка из бросового материала «Сова». Детский мастер-класс Поделка из киндера сюрприза. Мы все так увлеклись китайским гороскопом и немного подзабыли, что наши предки — славяне!И у славян есть свой. Мастер-класс «Игрушка из бросового материала — Ёжик» Вашему вниманию хочу представить мою поделку, которую полюбили все педагоги, и ребятишки, это игрушка из бросового материала – Ежик. Игрушка. Мастер-класс: поделка из бросового материала «Клоун» (средняя группа) 1 апреля — день смеха и веселья. В нашем садике проходил замечательный праздник. И для закрепления детских эмоций, мы решили изготовить. Мастер-класс: поделка из бросового материала «Кораблик для папы» Уважаемые коллеги, я в преддверии 23 февраля предлагаю сделать с детьми, старшего дошкольного возраста «Кораблик». Для поделки нам потребуется:. Мастер-класс: поделка из бросового материала «Первые цветы» Чтобы создать такой букетик первых цветов, нам потребуются: вата, деревянные палочки (шпажки, ножницы, гофрированная бумага (в данном. Мастер-класс: поделка из бросового материала «Мороженое» Мастер-класс для детей среднего дошкольного возраста. Мотивация: изготовить угощение для мамы, папы или братика (сестрички, ну можно. Мастер-класс поделка «Семья африканских слонов» (из бросового материала) Уже не первое поколение в России, не говоря уже о Европе, выросло на шоколадных яйцах с сюрпризом внутри. Да, Kinder surprise — это самый.
Настоящие дымковские росписи
Изначально инструментами ремесленников были остро заточенные лучины и обрезанные палочки разного диаметра с накрученными на концах тряпицами. Темперные краски готовились в домашних условиях: их разводили уксусом, перекисшим квасом, растирали с яйцом.
Сегодня в арсенале мастеров множество красок: от специальных для росписи керамики до обычных акриловых и гуаши. Изменились и инструменты. Теперь рисунок наносят не палочками-лучинками, а кистями из ворса белки и хорька. Для долговечности современные игрушки лакируют.
Современное производство
В наш техногенный век процесс создания дымковский игрушки, к счастью, не автоматизировался и не превратился в конвейерную штамповку. До сих пор лепка и роспись фигурок выполняется только вручную согласно четырехсотлетним канонам. Далеко не всем удается постичь все азы народного промысла. Но те, кто проявляет усердие и терпение, чтобы дойти этот путь до конца, становятся настоящими профессионалами своего дела. Их творения имеют неповторимый шарм, и в каждом легко узнается почерк создателя.
Как и 400 лет назад, лепка и роспись остаются сугубо женской профессией. И несмотря на то, что эти фигурки утратили свое ритуальное значение, они и сегодня воплощают в себе душевной щедрости, доброты и неисчерпаемого жизнелюбия русского народа.
Дымковский промысел в XXI веке
Как бы ни развивалась техника, знаменитое ремесло до сих пор остается ручным. Мастера создают игрушки, бережно храня старинные традиции. Поэтому каждая фигурка уникальна. Дымковские игрушки изготавливаются уже на протяжении веков и остаются популярными, являясь не только сувенирами, но и хранителями народной памяти, символом русской народной культуры.
В настоящее время о сохранности знаменитого народного промысла заботятся как энтузиасты, так и различные организации. В 2010 году в центре города Кирова при поддержке установили монумент, посвященный дымковской игрушке. Он представляет собой семью, состоящую из матери с младенцем на руках, мужичка, играющего на гармошке, мальчика со свистулькой, а также кошки и собаки. Все фигуры выполнены в классическом дымковском стиле.
Дымковская игрушка была в числе достояний русского искусства, представленных на открытии Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Изготовление в сад и школу
Из-за своей простоты данная игрушка смело может использоваться для детского творчества. Занятие лепкой развивает мелкую моторику детей, а роспись помогает в формировании эстетического вкуса. Например, замечательное занятие предлагает для воспитанников старших групп ДОУ мастер презентации Ланцова Вера Львовна.
Идеи
Детям младшего возраста для работы подойдут фигурки животных. Рисовать узоры можно как кисточками, так и пальчиками, что непременно приведет малышню в восторг.
Ребятам постарше под силу будет выполнить фигурки, изобилующие мелкими деталями. Такая детская поделка украсит любую комнату.
Самым сложным считается создание жанровых сценок.
Процесс изготовления дымковской игрушки
Дымка, как и другие образцы народного творчества, производится в соответствии правил, устоявшихся со времен ее возникновения. Она имеет присущие только ей черты, такие, как отбеливание и красочная роспись.
Сырье для ее изготовления добывалось прямо тут, в окрестностях Дымкова. Местную глину копали, измельчали, соединяли с белым речным песком, а затем добавляли воду и долго месили до однородности. Так как последнее руками было сделать непросто, то зачастую это делали ногами.
Сегодня мастера избавлены от этого трудоемкого процесса. Весь подготовительный этап сейчас механизирован. Готовая глиняная смесь поступает в мастерские в десятикилограммовых полиэтиленовых упаковках.
Как лепить
Каждая статуэтка от начала и до конца выполняется одним человеком. Ранее большая часть времени уходила на подготовительный этап, теперь львиная доля усилий отводится именно лепке.
Куски подготовленной глины разделяют, каждую часть скатывают в шарик. Из них делаются отдельные части фигурок. Отличительная особенность дымки в том, что она состоит из нескольких частей. Для того, чтобы соединить части между собой, их смачивают водой, затем места соединения заглаживают.
В первую очередь принимаются за изготовление основных элементов. А затем приступают к украшению, добавляя мелкие детали — шляпки, кокошники, сумочки, корзинки, косички и так далее.
Сушка и обжиг
Готовую заготовку обязательно нужно высушить. Сушка происходит на воздухе и длится от 3 до 5 дней в зависимости от температуры окружающей среды.
Далее следует обжиг. Раньше эту процедуру производили в русских печах. Фигурки ставили прямо на дровяную закладку или на металлический противень и отправляли в топку. Там глина разогревалась и начинала излучать ровное красное свечение. На этом обжиг завершался, игрушки оставляли остывать вместе с печью.
Сегодня для обжига применяются муфельные печи, температура в которых достигает +1000 °С. При такой температуре глина обретает высокую прочность. Игрушки в печах обжигают партиями. Таким образом, экономия времени мастера никоим образом не сказывается на его производительности.
Побелка
После обжига заготовка приобретает характерный для керамики терракотовый цвет. Поэтому перед росписью заготовку требовалось отбелить. Изначально для этих целей использовали молочно-меловую суспензию. Сегодня ее успешно заменили темперными белилами.
Роспись
Роспись — завершающий этап творчества.
Раньше цветовая гамма, доступная мастерам, была довольно скудной. Она включала лишь основные цвета. Для ее производства использовались яйцо, сажа, фуксин и хром. Такие краски имели приглушенное звучание. Сегодня для того, чтобы разрисовать фигурки, используются акриловые краски.
Всевозможные кисти отрывают мастерицам неограниченные возможности в части росписи.
Для придания игрушкам праздничного вида раскрашенную игрушку украшают поталью и кусочками сусального золота.
Мастер-класс барыни
Осваивать лепку дымки лучше с пластилиновых фигур. Этот знакомый всем материал обладает достаточной пластичностью, но при этом не требует дополнительной сушки и обжига. Интересным в этом плане станет создание образа барыни.
Материалы и инструменты
Для творчество нет необходимости бежать за новой упаковкой пластилина. Подойдут кусочки уже бывшего в употреблении материала.
Для творчества понадобятся:
- пластилин;
- набор акриловых красок или гуаши;
- кисточки разных размеров;
- лопатки и стеки для пластилина;
- досочка для лепки.
Процесс
Работа начинается с юбки:
- Кусок пластилина размять, скатать в шар. В нижней части сделать пальцем вмятину, постепенно увеличивая диаметр углубления, вылепить чашеобразную заготовку.
- Из кусочка пластилина сделать конус — это торс куклы. Насадить туловище на юбку. Загладить стык.
- Раскатать материал в два длинных и тонких валика. Согнуть их дугами. Прикрепить к туловищу. Так получились руки.
- Небольшой шарик насадить на торс куклы. Это голова барыни.
- Все стыки тщательно заглаживаются.
Итак, основа игрушки готова.
После того, как основная работа завершена, приступают к декорированию. Для того, чтобы получить характерные для дымки воланы и рюши, пластилин скатывают в длинные валики, которые затем разминаются в тоненькие плоские ленты. Полученные ленты красивыми складками укладывают по подолу юбки, из них формируют баски, манжетки или рукава-крылышки, ими украшают фартушки и шляпки.
Немаловажным элементом является прическа барышни. Для кос скатываются тонкие жгутики, соединяются попарно и переплетаются. Импровизированные косы можно уложить вокруг головы короной или перекинуть через плечо на грудь. Если на голове куколки планируется шляпка, то вся прическа может состоять из кокетливых завитушек, выглядывающих из-под полей головного убора.
О головном уборе стоит поговорить отдельно. Кроме уже упоминавшейся шляпки, женская фигурка может быть наряжена в кокошник, чепец или косынку.
Завершающим этапом лепки барышни является оформления кукольного личика. Оно состоит из мелких кружочков. Из одного необходимо слепить курносый носик, еще два станут щечками, и, наконец, из последней лепешки вырисовывается ротик.
Дополнительным украшением барыни могут быть различные предметы: сумочки, корзинки, зонтики. Крестьянка, как правило, изображалась с коромыслом или домашней птицей. Фигурка нянюшки или кормилицы обязательно будет с фигуркой младенца на руках.
После того, как заготовка будет полностью готова, ее тщательно обсыпают мукой и покрывают двумя слоями белой краски.
Следующий слой краски наносят только после полного высыхания предыдущего.
Узоры
Разрисовывают заготовку в традициях вятской росписи. Сначала расписывают крупные детали, после переходят к более мелким. На подоле юбки узор распределяется таким образом, чтобы оставалось достаточно незакрашенного места.
Ниже приводится картинка примерной росписи барышни-крестьянки.
На заготовку наносится эскиз будущего рисунка.
Широкой кистью на подоле рисуются большие кольца красного цвета. Затем разукрашивается блуза куклы, зонтик. После этого тоненькой кисточкой окрашиваются волосы и головной убор.
После того, как все масштабные работы закончены, следует приступить к мелким прорисовкам. Ватной палочкой в центре кругов наносятся желтые точки. Такой узор символизирует солнце и процветание. Между кольцами той же ватной палочкой ставятся зеленые точки. Тонкой кистью точки попарно соединяются волнистыми линиями. Такой узор символизирует зарождение новой жизни и продолжение рода. Расположенные вдоль оборки голубые точки олицетворяют семена, брошенные в землю.
После росписи юбки перейти к личику. Лицо у барыни рисуется просто. Две черные дуги и пара черных точек — это глаза и брови, носик — тоненькая черточка. Завершают роспись яркие щечки и губки.
Финишным этапом становится имитация потали. Золоченную фольгу нарезают ромбами и приклеивают на подол с помощью клея ПВА.
Изготовление
По традиции для изготовление Дымковской игрушки берут вятскую красную глину. Однако, это дать традиции в наше время почти не используется.
Процесс создание фигурок делится на три этапа:
- Лепка из глины
- Обжиг
- Роспись
Прежде всего следует убедиться. что в глине нет ненужных вкраплений: мелких камешков или песчинок. Если не перебрать глину как следует, то при обжиге поделку может разорвать.
Дымковскую игрушку лепят из большой формы, постепенно вытягивая все части тела. Очень важно делать плавные переходы от одного элемента к другому, если вы прикрепляете какую-то деталь отдельно.
Также нельзя допускать попадания воздуха внутрь поделки. В противном случае ее также разорвет при обжиге.
Фигурку необходимо оставить сушиться на несколько суток до полного высыхания. Затем идет стадия обжигания.
В наши дни для обжига используют муфельную печь, где температура достигает 1000С. После обжига поделку выкрашивают в белый цвет и наносят яркие узоры.
В древние времена для росписи использовали натуральные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы.
Сейчас процесс упростился. Для росписи подойдет гуашь или акрил.
Очень важно, чтобы краски оставались яркими и чистыми. Их не стоит смешивать между собой. Поэтому при росписи подождите полного высыхания предыдущего слоя.
Мастер-класс лошадки
Для совместного творчества с ребенком подойдет лепка лошадки в стиле дымки. Глину для лепки можно приобрести в магазинах, специализирующихся на продаже материалов для творчества.
Материалы и инструменты
Для изготовления лошадки пригодятся:
- глина (самоотвердевающая пластика, моделин, пластилин);
- досочка для лепки;
- стеки, ножи для работы с глиной;
- вода;
- ветошь;
- краски и белила.
Как делать
Конек состоит из туловища, ног, головы и мелких элементов: уши, грива, хвост.
Глину разделить на шесть частей: одну большую и пять меньшего размера. Из большого шара скатать валик, стеком подравнять края.
Из четырех одинаковых шаров скатать конусы, обрезать верхушки под углом. Присоединить ножки к туловищу. Места соединения загладить влажной тряпочкой.
Очередной шар глины скатать в конус с тупой вершиной. Согнуть узкую часть конуса. Широкой стороной прикрепить к туловищу, загладить стык.
Из оставшихся шаров вылепить ушки и тонкие длинные валики, последние сложить пополам и свернуть жгутом. Из жгутов получится грива и хвост. Присоединить все детали к фигурке, при необходимости увлажняя место соединения и заглаживая стыки.
Готовую игрушку высушить, если лошадка лепилась из глины, ее после сушки следует обжечь.
После сушки и обжига конька расписывают по канонам дымковской росписи.
Объемные дымковские игрушки из бумаги.
Любовь Григораш
Объемные дымковские игрушки из бумаги.
При ознакомлении детей младших групп с дымковской игрушкой хотелось дать увидеть и понять детям красоту, яркость, выразительность, красочность народной игрушки. И сделать это так, чтобы все дети могли с легкостью рассмотреть и назвать элементы дымковской росписи.
Когда-то я встретила в журнале похожую игрушку выполненную в стиле бумажной пластики. И решила изготовить свои. Они получились внушительного размера. Для практичности все детали обклеила скотчем. Так что их можно вытирать влажной салфеткой. Когда дети приходят ко мне на занятия, с удовольствием рассматривают их, обводят все элементы пальчиками, им это доставляет большое удовольствие.
«Платья матрешкам» (коллективная работа), 2 младшая группа Тема:«Платья матрешкам»(коллективная работа).2 младшая группа Программное содержание: Познакомить детей с дымковской игрушкой, отметить. Знакомим дошкольников с изделиями народного творчества Так как я большое внимание в своей работе уделяю знакомству дошкольников с изделиями народного творчества, со временем накапливается необходимый.
Источник
Современные мастера
Изначально изготовление дымки было ремеслом семейным. К концу XIX века оно захирело и пришло в упадок. Аутентичную игрушку вытеснили фабричные фигурки, имитировавшие фарфоровые статуэтки. Лишь в 30-е годы прошлого столетия советские власти принялись за возрождение целого ряда народных промыслов. Благодаря поддержке первого исследователя дымковской игрушки художника А.И. Деныпина группа потомственных мастериц в 1933 году объединились в артель «Вятская игрушка». В 1948 году артель была переименована в мастерскую Художественного фонда РСФСР.
Современные мастера чтут вековые традиции, они создают свои работы с присущий дымке жизнерадостностью и юмором. Как и прежде, игрушки радуют глаз и веселят душу. При этом нынешние мастера привносят в устоявшиеся образы что-то новое.
Есть среди современных мастеров те, чьи имена записаны на страницах истории возрождения вятского народного промысла.
Безденежных (Кошкина) Зинаида Федоровна
Дочь известной мастерицы Е.А. Кошкиной. Уроженка слободы Дымково (1901-1964 гг.). С малых лет познавала азы промысла. Всю жизнь занималась изготовлением игрушек. С 1958 года начала обучать ремеслу молодых мастериц. Награждена серебряной медалью ВДНХ СССР. Имела почетные грамоты и дипломы.
Ее работы отличаются многообразием образов. Причем автор ни разу не повторилась. Визитной карточкой мастера по праву можно считать глиняных индюков. Эти расписные птицы с пышными хвостами и оборчатыми крыльями являются настоящим произведением искусства.
Казакова (Чарушина) Зоя Исаковна
Родилась мастерица в деревне Суворовцы Кировской области. В 1955 году пришла в артель «Игрушка» ученицей. Ее учителями были Е.И. Косс-Деньшина и О.И. Коновалова. Награждена почетными грамотами и медалями, в том числе и бронзовой медалью ВДНХ СССР (1948 год). Коллекция ее работ экспонируется во многих музеях и картинных галереях России.
Баранова (Лобанова, Нохрина) Галина Ивановна
Родилась 10 марта 1942 года в г. Кирове. Сразу после школы отдалась изучению народного промысла. Ее учителями были Пенкина З.В., Кошкина Е.З., Казакова З.И.,Смирнова Е.А. С 1961 года принимает участие в различных художественных выставках. Награждена дипломами, грамотами, памятными медалями.
В 1977-1982 годах состояла в художественном совете мастерских дымковской игрушки, была его членом. В настоящее время передает опыт молодому поколению мастеров. Проверяемые безударные гласные в корне слова вы можете узнать по ссылке.
