Полезные свойства бересты
Что такое береста, знают все, а вот о ее свойствах немногие. Неслучайно посуду делали и делают именно из березовой коры. Она обладает антибактериальными и противогрибковыми свойствами.
Если в лесу найти упавшую березу и взяться за ее ствол, можно почувствовать, что внутри она вся прогнившая, а бересте ничего не сделалось. Это говорит о том, что она долго не гниет. Об этом же свидетельствую веками пролежавшие в земле берестяные грамоты.
Благодаря своим свойствам, береста и была популярна в качестве поделочного материала. Хлеб в берестяном туесе хранится дольше. Ягоды, собранные в такое же лукошко, могут пролежать в нем неделю и лишь дадут сок, но не прокиснут.
Фитонциды, выделяемые березовой корой, очищают воздух. Поэтому в квартире, где много изделий из бересты, гораздо чище и даже целебнее.
Стельки для солдатских сапог в русской армии делали из бересты. Поэтому военный люд никогда не страдал грибком стопы. Все благодаря мощному антигрибковому веществу бетулину, которым богата кора березы.
Как готовят бересту к работе
Добывать бересту можно и летом, и зимой. Чтобы снять ее, нужно сделать неглубокий продольный надрез и два надреза по кругу ствола, чтобы не задеть более глубокие слои коры и стержень ствола. Затем аккуратными движениями снять кору пластом.
Сложнее получить крупный пласт бересты для изделий без швов. Необходимо работать на спиленном стволе и убрать стержень полностью изнутри, выдолбить и выскоблить древесину.
После срезки бересты ее нужно обработать: удалить всяческие наросты, мох, лишайник, загрязнения. Очищенную кору замочить в горячей воде. А лучше ее прокипятить в течение получаса. Дальше по необходимости бересту расщепляют на тонкие полоски, расслаивают, выкраивают детали, пропускают через мясорубку и производят прочие манипуляции.
Для того, чтобы выполнить поделки из бересты, могут понадобиться следующие инструменты и материалы:
- Ножницы;
- Острый нож;
- Шило или цыганская игла;
- Плоское шило;
- Дратва;
- Клей;
- Пинцет;
- Доска или металлический лист для раскроя.
Основы плетения из бересты
Плести из бересты своими руками несложно, если сам материал заготовлен правильно. Если нет возможности или опыта в его заготовке, лучше купить в магазине для творчества или у заготовщиков.
Различают два вида плетения – прямое и косое. Прямое подходит для плоских изделий: магнитиков, амулетов, салфеток, циновок. Объемные изделия вроде корзин или коробов предпочтительно изготавливают в технике косого плетения.
Одно из популярнейших берестяных изделий – это лукошко. Чтобы сплести его, нужно приготовить 20 штук ленты из бересты длиной 45 см. Если в процессе работы полоска будет закручиваться, нужно взять нож и резким скоблящим движением провести вдоль нее.
- Сначала берутся две ленты и укладываются на плоскую поверхность крестом;
- Третью ленту пропустить под той, которая в кресте лежит ниже, параллельно второй;
- Четвертая крестом укладывается на третью и пропускается под первой;
- Так поочередно плетется квадрат по размеру дна лукошка;
- После этого каждую из полос загнуть вверх, взять еще одну и вплетать в вертикальные по кругу;
- Следующая полоса совмещается заходит на 5 см на предыдущую, чтобы плетение не прерывалось;
- Когда будет достигнута нужная высота, плетение заканчивается, и оставшиеся концы вертикальных полос подгибаются внутрь и просовываются в плетение для закрепления;
- Для ручки понадобится проволока, которую надо закрепить на противоположных сторонах лукошка, и повторить эту же манипуляцию со вторым куском проволоки, чтобы он шел параллельно первому;
- Проще всего оплести куски проволоки берестяной лентой, поочередно просовывая ее то под одним, то под другим.
Лукошко готово.
Береста: заготовка, хранение, свойства
Ботаники называют берестой самый верхний слой коры этого дерева, наиболее эластичный. Он состоит из множества тончайших слоев, которые легко пропускают воздух и удерживают тепло. Структура бересты такова, что в увлажненном состоянии материал становится очень мягким, легко гнется и сплетается. Это один из наиболее доступных природных материалов, простой в обработке.
У бересты есть еще одно полезное качество: на ней не живут бактерии и микробы. Поэтому короба и туеса из бересты всегда использовали для хранения продуктов. Это же свойство помогло сохраниться до наших дней бесценным артефактам – древним берестяным грамотам.
Что еще мастерили из бересты? Практически все. Широкие просмоленные пластины нашивали на каркас легких лодок, из лент плели обувь. Тонкие гибкие ленточки шли на создание украшений от бусин до поясов, браслетов и наголовных обручей. В берестяных люльках растили младенцев. А шкатулки, короба, посуда, туеса и сундуки из бересты имелись в любом доме.
Сегодня мастера нашли новое применение древнему промыслу: из бересты делают роскошные и стильные предметы интерьера, создают букеты, оплетают книги и создают рамки с портретами, изготавливают оригинальные сувениры.
Это очень благодатный материал для занятий с детьми. Поделки из бересты своими руками развивают у детей фантазию и мелкую моторику, знакомят с традиционным народным искусством. Трогательные детские сувениры согревают сердца, ведь береста сохраняет тепло маленьких ладошек.
Заготовку бересты для поделок проводят в июне. Настоящие мастера никогда не станут снимать сырье с живых, тем более, с молодых берез. В дело идут свежеспиленные или поваленные ветром деревья. Для этого делается надрез вокруг ствола глубиной до 1см. Срезают бересту вертикально на 40-80 см и снова делают круговой надрез. Останется аккуратно подцепить уголок. Тонкие ленты заготавливают аналогично, но по спирали. Снятый пласт очищают, слегка увлажняют и расправляют. Лучше всего хранить такие заготовки в картонных коробках, прокладывая их бумагой, чтобы береста не выгорала, не пересыхала и не испортилась. Ленточки бересты скручивают белой стороной наружу.
Туесок из цельного полотна
В правильно сделанном туеске можно долго хранить молоко. Также в нем долго сохраняется тепло, поскольку он создается по принципу термоса из наружного и внутреннего цилиндра. Между ними пространство, заполненное воздухом, за чес чего тело и сохраняется.
- Наружный и внутренний цилиндры будут иметь одинаковую высоту, но полоса для внешнего на 1,5 см длиннее;
- Для внутреннего понадобится полотно, которое выполнено выдалбливанием из спиленного участка ствола, а для внешнего береста, снятая снаружи;
- Внутренний цилиндр должен быть абсолютно герметичным, бесшовным. Он и выполняется из спиленного ствола;
- Наружный из полосы замыкается особым способом. На одном конце делаются поочередно шип, овальное отверстие, и так надо повторить 2 – раза.
- На другом конце делается то же самое, но первым нужно сделать отверстие. Так при смыкании шипы и отверстия на противоположных сторонах окажутся напротив друг друга;
- Внутренний цилиндр вставляется во внешний. Внешний можно украсить с помощью аппликации из бересты, выжиганием, выдавливанием различных узоров;
- Донышко и крышку можно выпилить из сосновой доски. Они будут чуть меньшего диаметра, чем цилиндры, чтобы их можно было вставить, но при этом встать дно должно очень плотно, а крышка чуть свободнее.
Для удобства сверху крышки можно сделать ручку из свернутой в плотный рулон полосы все той же бересты и приклеить ее.
Туесок готов.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Last_PioneeR
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество! Как работать с берестой? Как работать с берестой?
Не помню уже с чего всё началось. Захотелось попробовать себя в работе с берестой. Посмотрел в интернете и на рынке на изделия и определился с целью: Тиснение по бересте. С чего же начать? Таким вопросом задался я года два назад. Провентилировал интернет по этому вопросу. Множество сайтов рассказывают о видах обработки бересты: заготовка, прорезная береста, скобление внутреннего темного слоя, плетение и тиснение. К сожалению по последнему вопросу, который меня интересовал, я ни чего внятного не нашел, за исключением изготовления и использования различных примитивных чеканов в виде звездочек да крестиков.
Решил не отчаиваться и решать задачи по мере поступления. Ведь для работы необходим материал, где же его брать? Об этом в интернете написано много. Написано – сделано: Взял резак, рюкзак и отправился подальше от города в березовую рощу. Благо случилось так, что время было самое подходящее, конец весны начало лета. Не завидую тем, кто этим загорелся не в сезон. Желание есть, а материала нет. Можно ли заготавливать бересту не в сезон? Эту тему оставим до следующих исследований.
Получилось не с первого раза. Березки попадались молодые, хотя, ствол был в диаметре был 15 см (как сказано в источниках), так что друзья деревья, для снятия с них кожицы, нужно искать более 15 см. От возраста дерева зависит толщина бересты. Хорошие пласты удалось снять с деревьев от 30 до 40 см в диаметре. К сожалению, я так и не понял, как сохранить лицевую сторону (обращенная к лубу) без механических повреждений. Все сняты мною образцы были исцарапаны и как мне кажется, утратили свою художественную ценность.
По прибытии домой, я обработал образцы, удалили грязь с наружной стороны, вырезал больные и испорченные места, положил под пресс.
Вторым пунктом заготовления была лента, которая предполагалась для обметки краев будущих изделий. Для разметки ленты на стволе я решил использовать изоленту. Оказалось очень удачным маневром. Во первых она получилась одинаковой ширины по всей длине, а во вторых если требуется обойти «непригодные» участки это легко координируется переносом ленты выше ниже. Резал обычным канцелярским ножом. Таким образом было снято 3,5 метра ленты, которую дома я позже разделил на две по 5 мм каждая.
Думаю, что нужно предупредить начинающих «охотников за скальпелями», что желательно успеть до вылета гнуса (комаров и мошек), либо пользоваться накомарниками и средствами защиты ибо работа требует аккуратности и внимания, чего конечно же не удастся в себе найти если вокруг всё пищит, жужжит и так и норовит попить вашей пролетарской крови.
Ещё один момент по поводу снятия бересты только с поваленных деревьев. Конечно же это плохо резать деревья, но я неделю пытался найти у себя где же есть вырубки берез, так ни чего и не нашел, кроме пары сгоревших посадок, в которых ловить кроме обугленных кочерыжек было не чего. На заметку: на следующий год ездил смотреть, что стало с моими пациентами – все живы, здоровы, конечно увы теперь их белёсый стан украшают черные полосы.
Поиск рекомендаций по обработке бересты тиснением, увы, так и не нашел. Поэтому я решил действовать методом проб и ошибок.
Выбрал тематику — Рыбалка. Подобрал красивую фотографию, на которой мне понравился силуэт мужчины поймавшего рыбу.
Для хорошей работы нужно хорошее обрамление — рамка. Сделал несколько эскизов, на тему, продумал приблизительную компоновку.
Попробовал выполнить отдельный узел. Использовал маленький кусок бересты. Нарисовал узор мягким карандашом. Начал обводить затупленным шилом, как описано в инструкциях на сайте. Мне не понравилось. Попробовал использованную шариковую ручку, старую с большим шариком. На этом устройстве и остановился. Ещё пошла в ход вязальная спица! для продавливания более глубоких канавок и площадей.
Немного расстроился: качество бороздок оставляло желать лучшего. Материал в них замялся , потрескался и появились ворсинки. Особенно в тех местах, где на бересте были чечевицы (полоски) или дефекты. Как говорится, первый блин комом! Дальнейшие развития показали, что не только первый. Увы.
После обведения рисунка, покрыл бересту морилкой, немного подождал, пока она впитается и с усилием протер ватным тампоном, смоченным в подсолнечном масле. Результат меня поразил – это то, что я хотел получить.
выполнил моделирование на компьютере:
Результат мне понравился. Распечатал его на принтере и приступил к выбору материала.
Не смотря на то, что листы были под прессом, при его снятии листы всё равно закрутились. При попытке их выпрямлять, береста начинала издавать звуки явного разрушения, треск. Это была первая проблема. Положил на полчаса в теплую воду. Это придало листам гибкость.
Вторая проблема была связана с выбором подходящего куска бересты, не один из них не имел чистого пространства размером А4. Проблему так и не решил, а просто «прогнулся»: уменьшил масштаб шаблона рисунка и часть дефектов попытался по максимуму вписать в композицию.
Приколол кнопками лист к доске. Перевел с помощью обычной ручки по шаблону рисунок и приступил к тиснению.
Проблема номер три. С уменьшение масштаба, некоторые детали стали настолько мелкими, что их выполнение по выбранной технике не представлялось возможным. Поэтому пришлось уйти от первоначального варианта. Береста оказалась очень непредсказуемым материалом. Поэтому перед финальным проектом, желательно парочку основных моментов отработать на материале, полученном от того же куска. Особое внимание уделите мелким деталям и покрытиям, морилкам и лакам, последними двумя можно испортить хорошую работу в самый последний момент.
Теснил всё теми же инструментами описанными выше: Ручка шариковая с законченными чернилами, вязальная спица.
Подготовка ленты. Ленту перед использованием замочил на полчаса в теплой воде, т.к. она тоже пересохла от долгого хранения. После этого по линейке обрезал один её край. Но не совсем по прямой, а учитывая изгибы материала, пытаясь сохранить максимум полезного пространства. Как позже выяснилось это нужно для быстрой разметки самих полос. Для разметки полосы одного размера использовал циркуль. Отмерив на циркуле требуемый размер, используя иглу и обрезанный край ленты как направляющую, прочертил линию по всей полосе. Использовать нож при нарезании ленты мне не понравилось. Лента крутилась и вертелась, как хотела, и не было моих сил обуздать её. Ножницами получилось всё превосходно.
Для пробивки отверстий чего только не перепробовал. Дыроколом, неудобно, а точнее невозможно попадать туда куда нужно. Круглый пробойник – дырки получаются, что надо, но вот щель после вставления ленты остаётся большая. Нашел два выхода. Либо выбивать два отверстия диаметром равным толщине ленты (не ширине), с последующим соединением двух отверстий резаком, либо немного сплющить круглый пробойник до эллипса. Я сделал последнее.
Покрыл поверхность морилкой, после чего протер ватным тампоном , смоченным в подсолнечном масле. В этот раз результат меня не очень обрадовал. Естественный цвет был однозначно красивее. Нужно было покрывать раствором только тисненые поверхности. Как я это сделал в случае с экспериментальным образцом.
Еще одно важное открытие: Смазанная подсолнечным маслом береста ведет себя совершенно по-другому при использовании инструментов тиснения (шила и т.д.). Инструменты оставляют глубокий след , но при этом совершенно не нарушают поверхностного слоя. Конечно не понятно, как будет в этом случае тонироваться тиснение… открытие требует проверки в бою.
При продевании ленты она вся скручивалась и путалась. Поэтому после каждого продевания начинал с самого начала искать нужную сторону. Выхода нашел два, либо использовать короткие ленты (с ними проще справиться) либо продев край в нужное отверстие не бросать его на произвол судьбы а вставить в следующее отверстие. Таким образом, при окончании операции вы имеете распутанный конец, вставленный нужной стороной.
При перегибах ленты через край, обнаружил надрывы в тех случаях, когда на изгиб приходилась чечевичка и только тут я понял зачем умельцы прокладывают по краям работ прутики из ив или корней, тогда радиус изгиба становиться больше и уменьшается вероятность перелома ленты.
В конце оплетки я допустил большую ошибку, дернул немного сильнее, чем нужно было, за ленту и … выдрал целый кусок бересты. Друзья, во первых не пробивайте отверстия слишком близко друг к другу, а во вторых будьте аккуратнее и нежнее с берестой, не пытайтесь «впихнуть невпихуемое» это ни чем хорошим не кончиться.
А вот и полученный нами результат:
Успехов Вам в ваших начинаниях.
Панно из бересты
Если посмотреть на фото бересты и изделий из нее, можно увидеть, как много разных оттенков и текстур она имеет. Это можно обыграть, создав панно из разных кусочков.
Размеры панно будут зависеть от желания и количества материала. Детали можно крепить к основе на клей ПВА или клеевой пистолет.
- Основой будет служить черный картон или бархатная бумага. Можно также обтянуть черной бархатной тканью лист фанеры;
- Из кусочков бересты вырезаются детали будущего панно, это могут быль лепестки и листья цветков;
- В качестве стебля можно использовать тонкую веточку или шпагат;
- Чтобы цветки были объемными, каждый элемент можно накрутить на карандаш, на некоторых сделать по краям тонкие надрезы, чтобы получились перышки, ягоды можно получить, свернув в тугой рулон тонкие полоски;
- Разместить цветы на основе можно любым способом, как подскажет фантазия.
Еще один вариант панно из берестяной крошки. Получить ее можно с помощью мясорубки. Такие картинки из бересты могут служить материалом для развития малышей. Ощупывая их пальчиками, они будут знакомиться с новой для себя фактурой.
- Картонная основа смазывается клеем и засыпается крошкой, в такой технике выполняется фон панно;
- Элементы самой картинки вырезаются из кусков бересты и приклеиваются как обычная аппликация.
Можно сделать наоборот: на гладком фоне из коры прорисовываются элементы панно и некоторые из участков засыпаются крошкой.
Декоративные изделия из бересты не испортят интерьер. Напротив, они будут способствовать созданию тепла и уюта в доме.
- Нарядный домик
- Березка
- Домик в лесу
- Лесные дворцы
- Деревянные храмы
- Заснеженные храмы
- Золотые храмы
- Волшебный цветок
- Березовая вазочка
- Декоративное панно

